Испанский галеон «Сан-Хосе», затонувший в ходе битвы с британцами у берегов Колумбии в 1708 году с грузом золота, серебра и изумрудов, может наконец вернуться со дна морского — после 40 лет борьбы за право обладания этим объектом. Президент Колумбии Густаво Петро намерен поднять корабль до окончания своих полномочий в 2026 году; Испания претендует на галеон, считая его частью своего культурного наследия; а американская компания требует долю за то, что первой обнаружила его обломки.
Кроме того, по меньшей мере одна группа коренного южноамериканского населения выразила желание получить часть затонувших сокровищ в счет репараций, поскольку для добычи этих ценных ископаемых использовался принудительный труд их предков. В то же время подводные археологи по всему миру опасаются, что попытка поднять корабль может привести к разрушению самого судна и находящихся на его борту артефактов.
«Сан-Хосе» впервые попал в заголовки в 2015 году, когда Колумбия объявила об обнаружении галеона в Карибском море неподалеку от Картахены. Но для морских археологов и искателей сокровищ это была не новость: еще в начале 1980-х годов компания, специализирующаяся на подъеме затонувших объектов, заявила об установлении его местонахождения. Это положило начало серии судебных споров, тянущихся по сей день.
До нас не дошло никаких документов, содержащих опись груза на галеоне. Тем не менее американская инвестиционная группа Sea Search Armada, в чьей собственности сейчас находится компания, с которой все началось, оценила его в $17 млрд (многие подводные археологи говорят об этой цифре с нескрываемой иронией). Sea Search Armada претендует на половину этой суммы на том основании, что правительство Колумбии в принципе узнало о местонахождении корабля от ее дочерней компании. В 96-страничном отчете, который Колумбия подала в Комиссию ООН по праву международной торговли, утверждается, что «Сан-Хосе» представляет собой «самый большой клад в истории человечества».
«Сан-Хосе» лежит на глубине более 610 м ниже уровня моря (согласно некоторым расчетам — до 945 м), что больше максимальной глубины погружения человека и делает галеон недоступным для непосредственного изучения. В 2015 году морской флот Колумбии исследовал место крушения при помощи подводного аппарата и с тех пор держал его точное местонахождение в тайне. Но президент Густаво Петро теперь хочет поднять сокровища и рассматривает возможность привлечь к этому коммерческие структуры. Вероятно, это будет американская или европейская фирма. Возможно, даже из числа нефтедобывающих компаний, имеющих опыт глубоководных работ.
Однако многие историки и исследователи считают, что подъем корабля будет ошибкой. «Мысль о сокровищах заманчива, но это убийство археологии, — говорит Петр Бояковски, преподаватель кафедры морской археологии в Техасском университете A&M. — Если речь идет только о том, чтобы добраться до золота, возможность исследовать объект будет утрачена». Предполагаемая стоимость содержимого судна настолько головокружительна, что затмевает еще один важный аспект. «Никто не говорит о том, во сколько обойдется подъем „Сан-Хосе“», — отмечает Петр Бояковски. По его оценке, одна только аренда корабля и подъемного оборудования будет стоить сотни тысяч долларов в день.
В ноябре 2023 года группа археологов и других ученых из ряда колумбийских университетов направила министру культуры страны Хуану Давиду Корреа письмо с призывом сделать подъем корабля исключительно научным проектом, не направленным на получение финансовой выгоды (в конце концов, на борту «Сан-Хосе» погибло 570 человек, что делает его еще и местом захоронения). Вскоре было направлено второе подобное письмо. Один из его авторов, преподаватель и директор музея археологии в Университете Норте в Барранкилье Хуан Гильермо Мартин Ринкон, объясняет, что письма были необходимы из-за «настойчивого стремления правительства начать работу с кораблем как можно скорее, без предварительного исследования и в отсутствие реставрационно-консервационной лаборатории, обеспечившей бы сохранность поднимаемых объектов».
Мартин Ринкон напоминает, что в минувшем году Петро заявил о готовности отдать часть груза «Сан-Хосе» кара-кара — группе коренного населения Боливии. Разумеется, вернуть клад народу, который колонизаторы эксплуатировали для добычи ископаемых из его собственных недр, — правильная идея, но ведь и подрядчик, который будет заниматься подъемом «Сан-Хосе», тоже захочет получить свою долю, не говоря уже о том, что содержимое корабля не совсем та ценность, которую можно сразу положить в банк.
История затонувших кораблей с грузом золота или серебра почти всегда связана с судебными тяжбами или заявлениями о том, что на их борту находится самый драгоценный в истории клад. В 2012 году после пятилетнего разбирательства суд обязал американскую компанию, специализирующуюся на подъеме затонувших объектов, передать Испании золото и серебро, найденное на месте крушения корабля «Нуэстра Сеньора де-лас-Мерседес», на сумму около $500 млн. В 2019 году Министерство культуры Испании составило список затонувших кораблей, на которые страна предъявляет свои права. Речь идет о 681 судне; все они затонули у побережья Нового Света в период с 1492 по 1898 год.
Как военное судно, «Сан-Хосе» считается собственностью Испании согласно принятой в 2001 году ЮНЕСКО Конвенции об охране подводного культурного наследия. Впрочем, Колумбия не подписала эту конвенцию. И поскольку «Сан-Хосе» находится в колумбийских водах, страна считает корабль частью собственного наследия — даже несмотря на то, что основная часть его груза происходит из Перу, Боливии и других стран.
К моменту принятия конвенции ЮНЕСКО у Колумбии уже было собственное законодательство в отношении подводного наследия. В 2013 году страна приняла дополнительный закон о затопленном наследии, ослабивший наложенные ранее ограничения на охоту за сокровищами и подготовивший почву для легального коммерческого подъема «Сан-Хосе».
«Если изучение обломков „Сан-Хосе“ доверят опытным археологам, я не вижу никаких рисков в связи с этим проектом, — говорит Мишель Л’Ур, французский подводный археолог. — В первую очередь следует помнить, что археологические и исторические подводные объекты интересны вовсе не тем, какова их сегодняшняя рыночная цена».