18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Порнография боли»: за что раскритиковали выставку Джентилески

Артемизия Джентилески. «Экстаз Марии Магдалины». 1620–1625. Фото: Fondazione Musei Civici Palazzo Ducale, Venezia
Артемизия Джентилески. «Экстаз Марии Магдалины». 1620–1625.
Фото: Fondazione Musei Civici Palazzo Ducale, Venezia
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Неоднозначная инсталляция на выставке Артемизии Джентилески, рассказывающая о том, как художница была изнасилована в юности, спровоцировала общественную дискуссию о том, допустимо ли устраивать зрелище из болезненного эпизода ее биографии

В Италии резко раскритиковали выставку за инсталляцию, недвусмысленно описывающую изнасилование Артемизии Джентилески художником Агостино Тассо в 1611 году. Организаторы возразили, что выставка «осуждает насилие»; куратор при этом признал, что музеям нужно больше считаться с ожиданиями посетителей.

Экспозиция под названием «Джентилески. Отвага и страсть» открылась во Дворце дожей в Генуе 16 ноября и работает до 1 апреля. В нее вошло около 50 полотен из собраний разных европейских музеев. На сайте дворца говорится, что задача выставки заключается в том, чтобы нарисовать «правдивый портрет» художницы, а часть прибыли от продажи билетов направят на проекты, связанные со здоровьем женщин.

Артемизия Джентилески. «Юдифь и служанка с головой Олоферна». 1612. Фото: Terni/Fondazione Carit
Артемизия Джентилески. «Юдифь и служанка с головой Олоферна». 1612.
Фото: Terni/Fondazione Carit

Поводом для дискуссии стала мультимедийная инсталляция в затемненной комнате, повествующая о моменте, когда Тассо, гость в доме семьи Джентилески, изнасиловал 17-летнюю Артемизию, после чего ее отец Орацио подал в суд иск, разбирательство по которому растянулось на семь мучительных месяцев. Инсталляция состоит из видеоряда с картинами Артемизии Джентилески и закадровым комментарием, шаг за шагом описывающим изнасилование, и завершается проекцией брызг крови на стоящую в центре зала кровать.

Студентки Университета Генуи Валентина Червелла и Каролина дос Сантос после посещения «Джентилески. Отваги и страсти» раскритиковали инсталляцию в социальных сетях. В интервью изданию La Repubblica Червелла охарактеризовала ее как «вуайеризм, убийственно патриархальный проект» и отметила, что она описывает изнасилование «выразительно и детально». «Какое отношение все это имеет к тому, как мы понимаем и за что ценим художницу?» — спрашивает она организаторов выставки.

Звезда итальянских соцсетей Ноэми Тарантини, публикующая рецензии и искусствоведческие обзоры, написала в статье для сайта Exibart, что выставка «устроила зрелище из изнасилования», и назвала ее «порнографией боли».

Выставка «Джентилески. Отвага и страсть» во Дворце дожей в Генуе. Фото: Fondazione Musei Civici Palazzo Ducale, Venezia
Выставка «Джентилески. Отвага и страсть» во Дворце дожей в Генуе.
Фото: Fondazione Musei Civici Palazzo Ducale, Venezia

В ответ на критику Фонд Дворца дожей, в чьем ведении находится музей, опубликовал пресс-релиз, в котором заверил в своей «приверженности борьбе за права и против насилия по отношению к женщинам» и добавил, что «открыт для конструктивного диалога». Иоле Сиена, председатель и исполнительный директор Arthemisia Group, принимавшей участие в организации и продвижении выставки, заявила, что экспозиция «недвусмысленно осуждает насилие по отношению к женщинам» и «отдает должное женщине, которая первой отважилась публично рассказать о перенесенном ею насилии… бросив вызов обществу».

В интервью для La Repu­bblica куратор выставки Костантино д’Орацио, ныне директор Национальной галереи Умбрии в Перудже, поблагодарил студенток за то, что они инициировали эту дискуссию, и признал, что музеям нужно учиться лучше работать с деликатными социальными темами. В январе д’Орацио встретился для обсуждения выставки со студентками и представительницами движения Non Una Di Meno («Ни одной меньше»), борющимися против насилия по отношению к женщинам. В частности, он сказал, что предупреждение о содержании инсталляции, которое сперва установили на входе в зал, а затем убрали, вернут на место. На это представительницы Non Una Di Meno возразили, что экспозиция выстроена таким образом, что попасть в следующие залы, минуя этот, невозможно.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+