Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. Тема основного проекта, «Чужестранцы повсюду», звучит то ли как лозунг, то ли как возглас (удивления, радости или недовольства — зависит от точки зрения). Бразилец Адриано Педроза — первый куратор Венецианской биеннале из Южного полушария — признается, что выбор темы во многом навеян его личным опытом: «Я жил за границей, и мне посчастливилось много путешествовать, но часто ко мне относились как к выходцу из третьего мира, несмотря на то что я являюсь держателем одного из самых котирующихся паспортов „глобального Юга“ — согласно индексу паспортов». Впрочем, в действительности он посвятил выставку не только и не столько представителям разных стран и народов, мигрирующим по миру. Речь идет об аутсайдерах и маргиналах, художниках «вне закона», тех, кто чувствует себя чужим даже на родине. В фокусе внимания, по словам Педрозы, «различия и неравенство, связанные с идентичностью, национальностью, расой, гендером, сексуальностью, свободой и благосостоянием».
«Чужие среди своих» сконвертируются в «своих среди чужих» на главной выставке, поделенной на две части: Nucleo Contemporaneo («современное ядро») и Nucleo Storico («историческое ядро»). Участниками «современной» секции станут следующие группы художников: те, кто подвергался преследованиям, в том числе со стороны государства, из-за своей идентичности; те, кто оказался на обочине мира искусства, — самоучки, народные умельцы и другие аутсайдеры; представители коренных народов, к которым зачастую даже на их родной земле относятся как к чужакам. Коллектив Mahku, который переводит на визуальный язык современного искусства традиционные песни и мифы племени хуни куин (их деревни находятся в джунглях Амазонки между Бразилией и Перу), оставит на фасаде Центрального павильона в Джардини монументальную роспись. А участницы группы Mataaho, которые являются представительницами маори — коренного народа Новой Зеландии, сплетут внушительных размеров инсталляцию в первом зале Арсенала.
В «исторической» секции Nucleo Storico покажут работы уроженцев стран Латинской Америки, Африки и Азии, сделанные в XX веке. Экспозиция, в частности, продемонстрирует, как художники «глобального Юга» восприняли и истолковали европейский модернизм. Особенно показателен будет зал, посвященный абстрактному искусству: вместо привычного западного «геометризма» зритель найдет здесь более «органические», криволинейные, обтекаемые формы. В портретной галерее представят картины, графику и скульптуру с изображением преимущественно небелых людей. Еще один раздел посвятят итальянским художникам, которые строили свою карьеру за пределами родной страны. Экспозиция обещает быть эффектной: произведения 40 авторов замуруют в прозрачные «стеклянные мольберты», чтобы они буквально парили в пространстве. Такую систему показа Лина Бо Барди (урожденная итальянка, сделавшая карьеру архитектора в Бразилии) придумала в 1968 году для Художественного музея Сан-Паулу, здание которого спроектировала она же.
Один из лейтмотивов основной экспозиции — текстильные работы, что подчеркивает интерес современных художников к ремеслу, ручному труду. (О московских выставках текстильного искусства читайте на с. 36.) Другой важный лейтмотив — кровные связи: многие участники выставки приходятся друг другу родственниками, что неудивительно, ведь для представителей коренных народов характерна передача традиций и секретов ремесла от родителей к детям.
Национальных павильонов на этот раз 90. Художница Ива Лулаши представит в павильоне Албании серию работ, вдохновленных российской революционеркой Александрой Коллонтай с приписываемой ей «теорией стакана воды», согласно которой вступить в интимную близость должно быть так же легко, как утолить жажду. Художники, выбранные Ватиканом, включая Маурицио Каттелана, готовят проект на территории женской тюрьмы на острове Джудекка, в нем задействованы и сами заключенные. Бежавшая в 1989 году из Советского Союза Анна Ермолаева делает в австрийском павильоне выставку «Лебединое озеро». Команда грузинского павильона вдохновилась книгой родившегося в Тифлисе поэта Ильи Зданевича «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией», которую проиллюстрировал Макс Эрнст. Художница Нина Хемчан от Армении будет говорить о грехе, покаянии и искуплении через свои инсталляции «Эхо» и «Семь смертных грехов». Австралия и США выбрали художников из числа коренных народов: Арчи Мур происходит из племен бигамбул и камиларои, а в Джеффри Гибсоне течет кровь индейцев чокто и чероки.
Несмотря на массовые призывы, Израиль и Иран не были исключены из числа участников. В конце февраля пресс-служба биеннале выступила с заявлением о том, что «не может принять во внимание никакие петиции и призывы» и что «все страны, признанные Итальянской Республикой, могут подавать запрос на участие». Они подчеркнули, что российская команда сама приняла решение о закрытии своего национального павильона на 59-й Биеннале в 2022 году. В этот раз Россия тоже воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева, Боливии, так что пустовать он не будет. Боливия, пригласившая к участию художников и из других стран Южной Америки, получит возможность заявить о себе как «о многонациональном государстве с разными лицами, коренными народами, в котором, что не менее важно, древние культуры влияют на современное искусство. Жест Российской Федерации не останется незамеченным. Культура есть и может быть инструментом сотрудничества и единения народов, полезным для прогресса», пишет итальянское издание Il Giornale dell’Arte.
В день открытия биеннале будут вручены почетные «Золотые львы» за вклад в искусство. Лауреатами стали художницы Анна Мария Майолино (р. 1942) и Нил Ялтер (р. 1938). Майолино с семьей эмигрировала из послевоенной Италии в политически нестабильную Бразилию, где с 18 лет и строила художественную карьеру, реагируя на несправедливость существующего режима и рост социального неравенства. Ялтер же родилась в Египте, училась в Турции, а потом обосновалась во Франции. Она тяготела к контркультуре и сфокусировалась в своем искусстве на женщинах и представителях маргинализированных сообществ, мигрантах и заключенных. Куратор Педроза отметил, что выбрал художниц за их первопроходческий дух и опыт миграции, что соотносится с темой биеннале.
Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов. В аббатстве Сан-Джорджо Маджоре откроется выставка бельгийской художницы Берлинде де Брёйкере, в Галерее Академии покажут Виллема де Кунинга, а Музей Пегги Гуггенхайм посвятил новый проект многогранной личности Жана Кокто — художника, поэта, драматурга и режиссера.