18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Город золотых огней и «Голубой розы»

Саратов. Вид города со смотровой площадки. Автомобильный мост через реку Волгу, соединяющий города Саратов и Энгельс. 2016. Фото: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
Саратов. Вид города со смотровой площадки. Автомобильный мост через реку Волгу, соединяющий города Саратов и Энгельс. 2016.
Фото: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В истории русского искусства и музейного дела Саратов занимает место, которое трудно переоценить

Все дороги Саратова ведут к Крытому рынку. Туда приходят городские автобусы из отдаленных районов — Ленинского и Заводского. Там, у фонтана между рынком и цирком, по старинке назначают встречи. «Остановите у Крытого», — просишь таксиста, собираясь пройтись классическим городским маршрутом, по пешеходному проспекту Столыпина до консерватории и дальше к набережной. Вряд ли архитектор Василий Люкшин, строивший здание на месте базара, где царили хаос и антисанитария, мог себе представить, какая его ждет судьба.

Эффектное здание в стиле модерн со стеклянным куполом, лепниной и атлантами открыли в 1916-м. По периметру располагались небольшие магазины и лавки, внутри — торговые ряды. Они там и сейчас. Заходишь — оказываешься в царстве пузатых томатов и пучков укропа, сушеной чехони и воблы, брусков масла, хлеба, сыра — словом, всего, чем только может гордиться купеческий поволжский город.

В самом центре, аккурат под куполом, высится фонтан с двумя бронзовыми скульптурами веселых колхозниц, словно приехавшими сюда прямиком с ВДНХ. Крестьянки работы неизвестного автора появились уже в 1930-е.

Фонтан в здании крытого рынка, построенного в 1916 году по проекту архитектора Василия Люкшина, на одной из улиц Саратова. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Фонтан в здании крытого рынка, построенного в 1916 году по проекту архитектора Василия Люкшина, на одной из улиц Саратова.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Теперь у рынка начинается «саратовский Арбат» — пешеходный проспект Столыпина. В честь Петра Столыпина, который успел побывать не только председателем совета министров, но и саратовским губернатором, проспект назвали недавно, в 2022-м. Название, впрочем, не прижилось: местные до сих пор называют его проспектом Кирова. Дореволюционное имя улицы — Немецкая: на ней селились немцы Поволжья.

Памятников, напоминающих о европейских колонистах, в городе осталось немного. Если у соседки Самары есть и лютеранская церковь, и католический костел, то Саратову похвастать особенно нечем. На месте лютеранской церкви вырос корпус аграрного университета, а кафедральный католический собор на Немецкой улице в советские годы перестроили в кинотеатр «Пионер». Потом, в 2000-е, закрыли и его, вверив здание, спрятавшее красоту за уродливым стеклянным фасадом, ресторану быстрого питания и кофейням. Все это было бы совсем печально, если бы не открывшийся центр культуры. Здесь, в малом кинозале, проходят виртуальные выставки, посвященные истории города. Надеваешь VR-очки и смотришь, например, как тот самый костел превращали в кинотеатр или каким был главный собор города — Александро-Невский.

Сейчас на его месте стадион «Динамо», где летом играют в футбол, а зимой всем городом катаются на коньках. Напротив стадиона — Консерватория имени Л.В.Собинова. Ее бесконечно изображают на открытках и магнитах и в целом справедливо считают самым красивым зданием Саратова.

Неоготическое здание с химерами на фасаде и витражами правда выглядит эффектно и напоминает о Европе. Это неслучайно. Архитектор Семен Каллистратов, перестроивший первое здание музыкального училища, которое горожане не любили и называли хлебным элеватором, несколько лет провел в Швейцарии. С помощью готики он хотел связать новую консерваторию с соседями — католическим собором и лютеранской церковью, вписав новую постройку в облик города.

Саратовская консерватория стала третьей в России — после столичных. В ней выступали и Федор Шаляпин, и, разумеется, Леонид Собинов, в честь которого учебное заведение назвали впоследствии.

Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова. 2014. Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова. 2014.
Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Здесь проспект Столыпина заканчивается. Дальше у путешественника два пути: спуститься к набережной или повернуть на улицу Радищева, к главному саратовскому музею. Он тоже носит имя Александра Радищева, что совсем неудивительно: автор «Путешествия из Петербурга в Москву» детские годы провел в Саратовской губернии.

Радищевский музей — явление неординарное сразу по нескольким причинам. Начнем с того, что появился музей благодаря внуку Радищева выдающемуся маринисту Алексею Боголюбову. В 1877 году художник, живший в Париже, объявил о желании подарить свою богатую коллекцию живописи городу Саратову, при условии, что будущий музей будет размещаться «в постоянном, неизменном, прочном и приличном» помещении, доступном для публики всех сословий.

Восемь лет спустя музей открылся в специально построенном здании: картины из своей коллекции подарил Александр III, который хорошо знал Боголюбова. Кстати, москвичи, которые по какой-то причине пропустили недавнюю выставку Боголюбова в Третьяковке, могут наверстать упущенное в Саратове: с 29 марта по 15 сентября в музее проходит аналогичная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения художника.

Перечислять имена в экспозиции Радищевского музея можно долго. Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий, Василий Тропинин и Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский. Разумеется, передвижники. Разумеется, знаменитые уроженцы Саратовской губернии. Экскурсоводы музея с гордостью расскажут о зарождении художественного объединения «Голубая роза»: здесь, в Саратове, в конце XIX века трое друзей — Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев, вдохновленные своим старшим товарищем Виктором Борисовым-Мусатовым, впервые задумались об эстетике символизма. Эти мысли приведут их в 1907 году к выставке «Голубая роза» в Москве.

Парадная лестница Радищевского музея. Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Парадная лестница Радищевского музея.
Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

Особую радость вы доставите экскурсоводу, если попросите показать работы Николая Гущина. Художник невероятной судьбы, ученик Константина Коровина и Сергея Малютина, друживший с Владимиром Маяковским и семьей Бурлюков, с 1922 по 1947 год жил во Франции. Он выставлялся в Лондоне и Париже, во время войны участвовал в Сопротивлении, а вернувшись в СССР, был поражен в правах и поселился в Саратове, где работал реставратором в Радищевском музее. Саратовские нонконформисты сформировали вокруг опального мастера кружок почитателей. Работы художников «гущинского круга» тоже есть в музее.

В коллекции европейского искусства выделяется одно полотно, которое в принципе встретить в российском региональном музее не ожидаешь. Это «Триумф Вакха» Джорджо Вазари. Картина в 1850 году стала частью коллекции Эрмитажа и была передана в Саратов в 1885-м, к открытию Радищевского музея. На выставки шедевр Вазари, как правило, не выезжает — слишком уж ценный.

Сегодня у музея несколько филиалов. Дома Виктора Борисова-Мусатова и Павла Кузнецова в Саратове тоже его часть. Художники жили хоть и в разных концах города, но оба недалеко от Волги.

Саратовскую набережную не так давно продлили и все еще продолжают строить. Велодорожки и киоски с мороженым, граффити и спортивные площадки, рыбаки с удочками и, главное, вид на арочный мост — на набережной лучше всего гулять ближе к вечеру и в теплое время года. Тогда Саратов, купеческий город золотых огней, наверняка покажет лучшую свою сторону. 


Дом-музей К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске

Интерьер дома-музея К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске. Саратовская область.  Фото: Марина Круглякова/ТАСС
Интерьер дома-музея К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске. Саратовская область.
Фото: Марина Круглякова/ТАСС

Ознакомившись с живописью Кузьмы Петрова-Водкина в Радищевском музее, можно отправиться на родину художника, в Хвалынск. Дорога из Саратова на автомобиле зай­мет часа три. Петров-Водкин регулярно приезжал в город, где провел детство. Художник любил это место: оттуда он, по воспоминаниям, «всматривался в мир». Сегодня деревянный дом, который Петров-Водкин купил для родителей, — филиал Радищевского музея. В нем сохранились подлинные предметы мебели. Например, стол, за которым мать художника писала сыну письма.


Малая мельница Шмидтов

Здание мельницы.  Фото: Wikimedia Commons
Здание мельницы.
Фото: Wikimedia Commons

Семью Шмидт называли саратовскими мукомольными королями. После революции судьба Шмидтов и их наследия сложилась не слишком удачно. В Саратове им принадлежали две мельницы. Большую снесли в 2008 году, чтобы построить жилые дома. Малая — выдающийся памятник промышленной неоготики (1860) — сохранилась, хотя и переживает не лучшие времена. Увидеть мельницу можно только снаружи. Несколько лет назад квартал на улице Чернышевского вокруг мельницы планировали сделать модным кластером, но проект так и не был реализован.


Мемориальный комплекс «Журавли»

Памятник «Журавли» в Саратове.  Фото: Wikimedia Commons
Памятник «Журавли» в Саратове.
Фото: Wikimedia Commons

Монумент начала 1980-х, посвященный погибшим в годы войны саратовцам, видно из разных точек города. Путешественники сюда добираются не всегда: «Журавли» не в центре, и ехать туда от проспекта Столыпина нужно на автобусе или такси. Меж тем со смотровой площадки у мемориала открывается лучшая панорама: видно и город, и Волгу. Сам памятник авторства Юрия Менякина — небанальный образец советского монументального зодчества. Аллея Славы вымощена дореволюционной брусчаткой, снятой с улиц: Менякин был также главным архитектором города.


Музей «Дом со львом» в селе Поповка

Музей «Дом со львом».  Фото: Музей «Дом со львом»
Музей «Дом со львом».
Фото: Музей «Дом со львом»

В 25 км от Хвалынска находится музей, расположенный в крестьянском доме. Известность он получил благодаря росписям на стенах, которые обнаружили в 2009 году студенты из Саратова. На одной из стен посетители как раз могут увидеть льва с «человеческим» лицом: зверь лежит у воды среди деревьев. Такие настенные росписи — большая редкость, однако прежние владельцы дома не видели в них ценности. Дом выкупила искусствовед из Петербурга Юлия Терехова, превратила его в музей и спасла таким образом росписи начала XX века от разрушения.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+