18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Живописица преславна, Кауфман, подруга муз!»

Ангелика Кауфман. «Портрет Эммы, леди Гамильтон, в образе музы комедии». 1791.  Фото: Частная коллекция
Ангелика Кауфман. «Портрет Эммы, леди Гамильтон, в образе музы комедии». 1791.
Фото: Частная коллекция
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В Лондоне, в Королевской академии художеств, проходит ретроспектива Ангелики Кауфман — художницы, которая два с половиной века назад была соосновательницей академии, предвосхитив торжество феминизма в мире искусства

Уроженка альпийского города Кур, Ангелика Кауфман (1741–1807) переехала в Лондон, когда ей было 20 с небольшим, и два года спустя стала соосновательницей Королевской академии художеств. «Она была одной из всего двух женщин в группе основателей академии, — рассказывает куратор выставки Аннетт Уикхем. — Впоследствии женщин туда не принимали на протяжении всего XIX века, что делает этот проблеск инклюзивности в истории академии еще более любопытным».

Ангелика Кауфман. «Автопортрет с бюстом Минервы». 1780–1784.  Фото: Grisons Museum of Fine Arts/Gottfried Keller Foundation, Federal Office of Culture, Bern
Ангелика Кауфман. «Автопортрет с бюстом Минервы». 1780–1784.
Фото: Grisons Museum of Fine Arts/Gottfried Keller Foundation, Federal Office of Culture, Bern

Выставка, которую Уикхем подготовила совместно с Беттиной Баумгертель, открылась в дюссельдорфском Кунстпаласте в январе 2020 года и должна была отправиться в Королевскую академию годом позже, но была отложена из-за пандемии коронавируса. Как и оригинальная экспозиция, лондонская версия выстроена по большей части хронологически и рассказывает о творческом пути Кауфман в трех десятках работ, охватывая четыре основных этапа ее жизни. Главное отличие заключается в том, что Уикхем расширила раздел, посвященный лондонскому периоду, и более подробно рассказывает о ее репутации и отношениях с другими членами академии.

Кауфман проявляла одаренность с раннего возраста, причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке и литературе. В начале 1760-х юная Ангелика изучала классическую скульптуру и живопись старых мастеров в Италии под руководством отца, художника Йозефа Иоганна Кауфмана.

В Риме она писала картины по заказу коллег-художников и ученых; в их числе был немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман, которого она изобразила за столом в повсе­дневной одежде. Куратор рассказывает, что решение изображать знаменитых заказчиков в неформальной, домашней обстановке выделяло ее среди портретистов того времени.

Ангелика Кауфман. «Автопортрет на перепутье между музыкой и живописью». 1794. Фото: National Trust Images/John Hammond
Ангелика Кауфман. «Автопортрет на перепутье между музыкой и живописью». 1794.
Фото: National Trust Images/John Hammond

Ангелика Кауфман умела заводить дружбу с нужными людьми и прекрасно понимала, что ей проще стать знаменитой, если она будет писать портреты знаменитых людей. Пере­ехав в Лондон в 1766 году, одним из первых она написала портрет Джошуа Рейнолдса, с которым познакомилась незадолго до того; затем последовали портреты членов королевской семьи. Ей нравилось, что по ее картинам создавали тиражные гравюры, это способствовало росту ее популярности.

Несмотря на успех в качестве портретистки, Кауфман считала себя в первую очередь создательницей исторической живописи — жанра, который высоко ценился в академии и который она интерпретировала весьма незаурядно. «Я отнюдь не пытаюсь выставить ее феминисткой, опередившей свое время, но она, бесспорно, любила отыскивать интересные истории, в которых женщины играют активную роль, и показывать их в неожиданном ключе», — говорит Аннетт Уикхем. К примеру, на картине «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония» (около 1769) египетская царица изображена подчеркнуто скромно, без намека на экзотичность.

Ангелика Кауфман. «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония». Около 1769.  Фото: The Burghley House Collection
Ангелика Кауфман. «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония». Около 1769.
Фото: The Burghley House Collection

Раздел, посвященный Кауфман и Королевской академии, рассказывает о пути художницы к успеху в обществе XVIII века. Если в начале она занимала позицию относительного аутсайдера (в знаменитом «Групповом портрете членов Королевской академии художеств» 1771–1772 годов кисти Иоганна Цоффани обе женщины-основательницы, Ангелика и ее коллега Мэри Мозер, изображены в виде незаконченных портретов на стене), то со временем Кауфман получила заказ на создание четырех овальных потолочных картин для Сомерсет-Хауса, где располагалась академия. Две из этих работ вошли в нынешнюю экспозицию.

Выставку завершает раздел, посвященный позднему периоду карьеры Кауфман в Риме, куда она вернулась в 1782 году. Здесь она держала салон и мастерскую, оставаясь популярной до самой смерти. (Стоит отметить славу, которой художница пользовалась в России: сам Гавриил Державин в 1795 году посвятил ей оду, и мы не могли устоять перед соблазном вынести строки из нее в заголовок этой статьи. — TANR.)

Ангелика Кауфман. «Дизайн». 1780.  Фото: John Hammond/Royal Academy of Arts, London
Ангелика Кауфман. «Дизайн». 1780.
Фото: John Hammond/Royal Academy of Arts, London

Почему же имя художницы оказалось на периферии истории искусства? В начале XIX века неоклассицизм вышел из моды. А еще из-за того, что работы Ангелики Кауфман часто воспроизводили на мебели и других декоративных объектах, ее творчество стало восприниматься как несерьезное. И все же, как подчеркивает куратор, «это оптимистическая история, демонстрирующая ее упорство, способность постоять за себя и доказать свою состоятельность — и в этом она преуспела».  

Королевская академия художеств
«Ангелика Кауфман»
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+