Почти столетие назад, 5 декабря 1924 года, в Палехе была создана Артель древней живописи. С этого момента отсчитывает свою историю художественный промысел, который в советское время стал в каком-то смысле альтернативой иконописи. К юбилею приурочили комплексное обновление местного Музея лаковой миниатюры. Его отремонтировали на деньги регионального бюджета в рамках нацпроекта «Культура».
Открытый в 1935 году в доме иконописцев Салаутиных, он считается одним из старейших в Ивановской области. Основу его коллекции составляют шкатулки, ларцы, панно, созданные мастерами Палеха, а также работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, книжная графика.
Капитальный ремонт проводили поэтапно. В 2021 году подновили кровлю, заменили окна, установили рольставни и одновременно подготовили необходимую документацию для большого ремонта, который начали в 2023-м. На этом этапе в музее заменили все инженерные коммуникации, полы, двери, лестницу, привели в порядок внутренние помещения, купили новые витрины с внутренней подсветкой и экспозиционные стенды, отладили системы климат-контроля, охраны и противопожарной безопасности, обновили фасад.
«Такого основательного капитального ремонта у нас не было никогда, — рассказала директор музея Ольга Колесова. — Меняли крышу, частично полы, но, чтобы все сразу: крышу, окна, полы, стены, оборудование, — это, конечно, в первый раз».
В результате у музея появились площади для временных тематических выставок и больше пространства и воздуха для достойной презентации постоянных экспонатов, общее число которых не изменилось и составляет порядка 350 произведений. Впервые в постоянной экспозиции оказались работы из фарфора, монументальная живопись, книжная иллюстрация.
При этом везде, где можно, реставраторы сохранили архитектурные элементы прежнего крестьянского дома XIX века — русского терема. «Палехские художники были крестьянами, нередко даже крепостными, но пытались организовать свой быт на городской лад, — пояснила Ольга Колесова. — Иконописцы неплохо зарабатывали: ездили по городам и весям, расписывали церкви, реставрировали иконы. Их работы можно увидеть и в Москве, и в городах Поволжья, и на юге России. Палех был благополучным селом, жили хорошо. Традиционное палехское домовладение — большой каменный двухэтажный дом. В домах были библиотеки, устраивались балы. При этом самые нарядные комнаты предназначались для приема гостей, сами же обитатели домов жили скромно».
К юбилею музей подготовил большую программу — персональные и тематические выставки мастеров Палеха будут идти здесь весь год одна за другой