Картина, еще недавно считавшаяся произведением неизвестного фламандского художника, теперь получила имена сразу четырех выдающихся мастеров нидерландского маньеризма первой четверти XVII века. Результат многолетней работы реставраторов, научных сотрудников и хранителей представлен сейчас в Государственном Эрмитаже на выставке «…И сделаем себе имя…».
Речь о картине, которую, как выяснилось, создавали одновременно Тобиас Верхахт (учитель Рубенса), Ян Брейгель Старший (Бархатный), а также Хендрик де Клерк и Абель Гриммер. Брейгель и де Клерк — придворные живописцы эрцгерцога Альберта, вероятного заказчика картины.
«Вавилонская башня» (189 на 125 см, дерево, масло) попала в Эрмитаж из Германии в 1946 году в числе других «перемещенных ценностей» и с тех пор хранится в закрытом фонде. Ее никогда не выставляли, до недавнего времени она не проходила комплексной реставрации, у нее не было рамы. Почти 80 лет назад, принимая картину в музей, реставраторы закрыли часть красочного слоя профилактическими заклейками, их периодически меняли. Проверка состояния работы в 2017 году, перед переездом фонда «специального хранения» в Реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне, показала, что под заклейками прогрессировало отставание живописи.
«Отставания укрепили, потом я вернул работу в фонд, — рассказал Максим Лапшин, реставратор высшей категории. — В 2019 году началась подготовка картины к выставочному проекту. До начала художественной реставрации мы укрепили всю поверхность и целый год наблюдали, как поведет себя доска после укрепления красочного слоя». К полному раскрытию живописи реставраторы приступили только в 2020-м и за четыре года выполнили весь комплекс работ: укрепление грунта, красочного слоя, утончение лака и поздних записей, тонирование утрат.
Особую сложность представляла работа с деревом. Основу картины составляют шесть горизонтальных досок балтийского дуба, покрытых грунтом. С обратной стороны они скреплены дополнительными досками и паркетажем (системой укрепления деревянной основы), который, по мнению Максима Лапшина, был установлен в XVIII веке. Горизонтальные доски под тяжестью собственного веса проседают, деформируя живопись, и, пока «Вавилонская башня» хранилась в фондах, ее ставили вертикально на одну из боковых сторон. Для показа в залах реставраторы придумали специальную систему креплений, которая позволяет картине как бы парить в воздухе: доски не опираются друг на друга, вес распределяется равномерно. Кроме того, она получила новую раму.
Параллельно реставрации проведена огромная исследовательская работа. Как рассказала Алиса Мезенцева, научный сотрудник Эрмитажа, одна из кураторов выставки, после снятия старого лака стало очевидно, что композиция пейзажа, изысканное сочетание белого и сине-зеленых тонов принадлежат кисти Тобиаса Верхахта. К тому же в частном собрании в Амстердаме нашелся его предварительный рисунок к картине.
Реставрация позволила выделить три группы фигур, написанных разными художниками. Над изображением людей на переднем плане слева явно трудился Брейгель, фигуры справа принадлежат кисти Хендрика де Клерка, а самые маленькие фигуры на дальнем плане характерны для творчества Абеля Гриммера. Выводы эрмитажных специалистов поддержала Сабине ван Шпранг, хранитель фламандской живописи Королевского музея изящных искусств в Антверпене.
«Фламандская традиция предполагает коллективную работу над сложными сюжетами, когда один мастер пишет пейзаж и здания (в данном случае это Тобиас Верхахт), другой — фигуры людей, — рассказала Алиса Мезенцева. — Четыре выдающихся мастера сразу — явление уникальное. Атрибуция помогла установить дату создания картины — между 1602 годом, когда Брейгель и Гриммер были на службе у эрцгерцога, и 1620 годом, когда Гриммер умер».
Как выяснили специалисты Эрмитажа, с 1944 по 1946 год работа находилась в монастыре Ленин недалеко от Берлина, куда ее и другие экспонаты, спасая от бомбардировок, вывезли из музея королевского дворца. Рядом находился лагерь для военнопленных, поэтому немцы были уверены, что советская авиация не станет бомбить монастырь.
«Мы пять лет искали документы в архивах России и Германии, — рассказала Анна Апонасенко, заместитель заведующего отделом научной документации Эрмитажа, одна из кураторов выставки. — Нам удалось проследить историю картины до 1690 года, когда ее за 200 талеров, огромную по тем временам сумму, приобрел курфюрст Фридрих Вильгельм I Бранденбургский. Кстати, уже тогда она значилась как работа неизвестного мастера».
К выставке «…И сделаем себе имя…» (до 2 июня) подготовлен научный каталог. Впоследствии «Вавилонская башня» займет место в постоянной экспозиции Эрмитажа.
Первые изображения Вавилонской башни известны со Средних веков. В основном это фрески. Одна из них, XII века, находится в бенедиктинском аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп во Франции. Первая известная живописная работа — миниатюра Сандерса Бенинга начала XVI века. На выставке в Эрмитаже самое молодое изображение — «Вавилонская улитка» (2010) из агата петербургского камнереза Антона Ананьева. Самый древний экспонат — кирпич с клеймом Навуходоносора II из руин Вавилона, подаренный Александру I.
Сюжет о Вавилонской башне, которому в Книге Бытия посвящено всего девять стихов, на протяжении веков не раз переосмысливался. Одни видели в нем формирование языкового разнообразия, другие — символ абсолютной власти. Выставка «…И сделаем себе имя…» показывает, как миф о башне интерпретировался в работах разных ученых и художников — от иезуита Афанасия Кирхера, энциклопедистов Дидро и Д’Аламбера до нидерландца Кеса ван Донгена, автора иллюстраций к повести Вольтера «Царевна Вавилонская».
Немецкий исследователь иконографии Вавилонской башни Хельмут Минковский много лет изучал, как миф о ней представлен в европейской живописи. В книге «Вавилонская башня поднимается из тумана прошлого» он называет 650 известных работ на этот сюжет. Они есть в фондах почти любого европейского музея. Авторство многих из них остается спорным, некоторые так и не атрибутированы. На выставке в Эрмитаже впервые представлена еще одна картина из собрания музея с этим сюжетом — кисти Луи де Коллери.