После того как в прошлом году в газете Financial Times вышла разоблачающая статья, в которой сразу несколько женщин обвинили Дэвида Аджайе в сексуальных домогательствах, ряд культурных институций объявил о прекращении сотрудничества с известным архитектором и его бюро Adjaye Associates. Однако другие крупные музеи и галереи по всему миру продолжают реализовывать проекты под руководством Аджайе и его команды.
Среди заказов, которые потерял архитектор, два важных было в Великобритании. По информации газеты Guardian, вскоре после публикации разоблачающего материала Аджайе сам решил прекратить работу над Мемориалом холокоста в Лондоне. А в январе Национальные музеи Ливерпуля объявили, что реконструкцию Международного музея рабства и Морского музея, на которую заложено £57 млн, вместо Adjaye Associates, изначально выигравшего конкурс, проведет Feilden Clegg Bradley Studios. Институт Африки в Шардже в Объединенных Арабских Эмиратах также разорвал контракт с командой Аджайе на строительство нового главного кампуса.
Бюро Adjaye Associates, у которого есть представительства в Аккре, Лондоне и Нью-Йорке, реализует проекты по всему миру (в частности, в России им построено здание Московской школы управления «Сколково»), причем самыми престижными в его портфолио считаются музейные. Когда в Financial Times вышел скандальный материал, многие здания уже находились на стадии строительства, и заявления клиентов Аджайе, дистанцирующихся от него, выглядели, скорее, символическими. Другие и вовсе сообщили, что не спешат делать выводы на основании газетных сенсаций.
Среди громких проектов, которые остаются у Аджайе, — строящийся Музей западноафриканского искусства в Бенин-Сити в Нигерии. По словам директора институции Филиппа Ихеначо, открытие запланировано на 4 ноября. «Конечно, мы были очень расстроены, узнав об обвинениях, как и многие другие, кто работал с Дэвидом и его командой, — говорит Ихеначо. — Мы никоим образом не оправдываем и не поддерживаем поведение, в котором обвиняют Аджайе, но в то же время мы и не располагаем достаточной информацией, чтобы самостоятельно выносить вердикт или делать громкие заявления».
Сам Дэвид Аджайе отверг выдвинутые против него тремя бывшими сотрудницами обвинения, которые варьируются от сексуального насилия и домогательств до создания токсичной рабочей среды. Он назвал их «ложными» и «удручающими». Но при этом все же отказался от ряда публичных ролей, чтобы «лишний раз не привлекать внимание». Признав, что его отношения с сотрудниками «стирали четкие границы между профессиональной и личной жизнью», он подчеркнул, что все тем не менее было «полностью по обоюдному согласию».
В недавнем заявлении он утверждает: «Я категорически отвергаю любые обвинения в сексуальных домогательствах или насилии. Они не соответствуют действительности, причиняют беспокойство мне и моей семье и противоречат всему, за что я выступаю. Чтобы восстановить свою репутацию и финансовое положение, последние полгода я занимаюсь тем, что консультируюсь со специалистами, чтобы укрепить глобальную структуру оперативного управления и руководства моим бюро».
В прошлом году, вскоре после сенсационной газетной публикации, Аджайе заявил, что, «скрепя сердце», отказывается от проекта музея Studio в Гарлеме, поскольку «перспектива того, что очередные обвинения в мой адрес запятнают репутацию музея и станут красной тряпкой, слишком велика, чтобы с ней примириться». Однако музей продолжил сотрудничество с его бюро. «На тот момент дизайн-проект был готов на 100% и уже шло строительство», — говорит представитель институции Саша Кордингли. Музей заявил, что близок этап завершения строительства совместно с нью-йоркской командой Adjaye Associates и Купером Робертсоном, исполнительным архитектором.
Этот проект значится в портфолио на сайте бюро Аджайе вместе с другими, которые остались у компании. Художественный музей Принстонского университета в их числе. На момент скандальной публикации здание, как заявил директор музея Джеймс Стюард в комментарии для The Art Newspaper, «было построено более чем наполовину, и наше непосредственное взаимодействие с Дэвидом Аджайе во многом осталось позади». «Проект теперь находится у наших подрядчиков по строительству — L.F. Driscoll и исполнительных архитекторов Cooper Robertson», — сообщил он.
Демонстративно дистанцируясь от самого Аджайе, Художественный музей Киран Надар, который должен открыться в 2026 году в Дели, продолжает работать с его бюро. В заявлении на сайте представители институции отметили, что «знают о серьезных обвинениях, выдвинутых против сэра Дэвида Аджайе, и решили воздерживаться от какого-либо участия архитектора в текущем проекте», добавив, что «полностью доверяют его большой команде, которая продолжит реализацию проекта».