«Можно сказать, что это лучшие из лучших из лучших», — говорит Ан ван Камп, одна из кураторов выставки в Музее Ашмола, объединившей 120 рисунков фламандских художников XVI–XVII веков. Выставка будет идти только до конца июня, после чего хрупкие произведения должны будут вернуться в свои затемненные хранилища.
В 2020 году правительство Бельгии опубликовало список самых ценных рисунков старых мастеров, которые были объявлены национальными шедеврами. И вот Музей Плантена — Моретуса в Антверпене (он же типография, внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и первый издатель многих из этих художников) отобрал в своей коллекции сотню рисунков из этого перечня, чтобы устроить выставку.
Зная о выдающемся собрании рисунков Музея Ашмола, представители Музея Плантена — Моретуса предложили оксфордской институции организовать выставку на две страны. В ашмолеанский вариант экспозиции вошло 60 работ из Антверпена, которые были дополнены произведениями из собственной коллекции музея и из других собраний. Рисунок Питера Пауля Рубенса «Бельведерский торс» (около 1601–1602), созданный в Италии, экспонируется рядом со слепком с оригинала I века до н.э. из коллекции Музея Ашмола.
Выставка состоит из трех частей: рисунков, созданных как самостоятельные произведения искусства, рисунков по другим произведениям и рабочих эскизов, в том числе фрагментов картона для огромной палеры, из собраний Музея Ашмола, музеев Антверпена и новозеландского Крайстчерча, которые впервые за долгое время объединились в этой экспозиции. А, скажем, оттиск из первого тиража феноменальной гравюры «Искушение святого Антония» (около 1556) Питера Брейгеля Старшего, который ван Камп нашла и приобрела для музея всего несколько месяцев назад, впервые экспонируется бок о бок с оригинальным рисунком.
Стекло одной из витрин в Антверпене покрыто отпечатками носов посетителей, наклонявшихся поближе, чтобы рассмотреть книгу крошечных рисунков, которые Рубенс в возрасте всего 13 лет скопировал из серии гравюр Ганса Гольбейна «Пляска смерти» (1523–1525). В Музее Ашмола книга Рубенса открыта на странице с копией гравюры «Аббат и смерть»: служитель церкви яростно пытается отбиться молитвенником от скелета.
Для ван Камп это очень личный проект. Антверпен — ее родной город, и она потратила немало дней, бродя по набережным Шельды в поисках места, которое Ханс Бол изобразил на рисунке с городским пейзажем (вид оказался выдуманным), а каталог выставки писала в загородном замке, где Рубенс провел последние пять лет жизни.
В экспозицию вошел рисунок Якоба Йорданса, изображающий бурный пир бобового короля под председательством старика, явно одурманенного алкоголем. За происходящим наблюдают озадаченный пес и скучающий кот, а мужчину в углу тошнит. «Все, что только можно пожелать от фламандского рисунка, не так ли?» — улыбается ван Камп. Увы, директор Музея Ашмола Александр Стёрджис не позволил куратору поставить изображение на постер и обложку каталога.
Музей Ашмола
«От Брейгеля до Рубенса. Великие фламандские рисунки»
До 23 июня