В США растет число художественных колледжей и факультетов в университетах, которые стремятся функционировать в соответствии с концепцией устойчивого развития, предполагающей экономичное и экологичное использование ресурсов окружающей среды. Создание произведений искусства оставляет немалый углеродный след, поскольку процесс овладения техниками предполагает массу проб и ошибок. Произведения, не оправдавшие ожиданий художника, зачастую просто выбрасываются.
«Быть экологически ответственным художником непросто, — говорит Клаудия Эрнандес Ромеро, доцент кафедры устойчивого развития Колледжа искусств и дизайна Отиса в Лос-Анджелесе. — В мире искусства ресурсы нередко используются нерационально». В колледже ввели дополнительную специализацию по устойчивому развитию, где учат, в частности, снижать объем отходов, которые художники производят в своих мастерских.
В Массачусетском колледже искусства и дизайна (MassArt) в Бостоне художественные материалы вроде красок рассматривают с точки зрения их жизненного цикла, состоящего из пяти этапов: добыча (минералов и пигментов из растений или земли), производство, дистрибуция, потребление и утилизация, каждый из которых влияет на природу и человеческие сообщества, в которых происходят эти процессы. Джейн Маршинг, научный сотрудник колледжа, рассказывает, что акварель и гуашь оказывают на окружающую среду меньшее воздействие, чем масляные и акриловые краски на нефтяной основе. Масло и акрил не запрещены в MassArt, «но мы стараемся сделать так, чтобы студенты понимали, что у их выбора есть определенные последствия».
Маршинг добавляет, что «самое экологичное — вовсе не создавать новых вещей». На спецкурсах учащимся рассказывают об альтернативах традиционным материалам изобразительного искусства. «Многие студенты, специализирующиеся на скульптуре и ремеслах, заинтересованы в том, чтобы работать иначе», — говорит она. Однако в сфере живописи «все гораздо сложнее из-за багажа традиций».
Одним из практичных нововведений в MassArt стало создание пространства ReStore для сбора и перераспределения лишних, но пригодных для повторного использования материалов. Тут можно бесплатно взять краски, бумагу, кисти и образцы тканей, которые больше не нужны другим учащимся. По словам Маршинг, ReStore — это шаг вперед по сравнению с принятой раньше на кампусе практикой, когда «в конце семестра студенты просто все выбрасывали, до краев наполняя мусорный контейнер». Студентам Колледжа искусств Мэрилендского института в Балтиморе рассказывают о молочных красках (нетоксичных биоразлагаемых красках, состоящих из молочного белка казеина, глины, извести и воды и не содержащих консервантов, растворителей и других неэкологичных добавок), глине с добавлением мицелия (полностью компостируемой разновидности грибов, которую можно либо вырастить и дать затвердеть в форме, либо вырастить и ваять), коже из комбучи (изготовленной из нанофибрилл целлюлозы, скрепленных бактериями и дрожжами) и биокерамике (производстве формуемой глины из яичной скорлупы и водорослей).
Однако экологичные практики не входят в число обязательных требований ни в одном из учебных заведений, поощряющих устойчивое развитие. Кэтрин Телфорд Кио, доцент изобразительных искусств в нью-йоркской Школе дизайна Парсонса, рассказывает, что, хотя смолы (часто используемые при отливке скульптур) и аэрозольные краски и запрещены в некоторых зданиях институции, в других их можно использовать. Студентов направляют в лабораторию безопасных материалов колледжа, где они узнают об экологически чистых альтернативах. «Наша школа не придерживается строгой политики „только зеленое“, — комментирует Хью Покок, профессор скульптуры и видео-арта в Колледже искусств Мэрилендского института, создавший новую специализацию по экосистемам и устойчивому развитию. — Это обременительно, и не все наши учащиеся готовы к такому».