18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Принципы устойчивого развития пускают корни в художественных школах Америки

Иван Симонов. Ego. Аппликация на полиэтиленовом пакете из серии «Переработка». 2020.  Фото: Иван Симонов
Иван Симонов. Ego. Аппликация на полиэтиленовом пакете из серии «Переработка». 2020.
Фото: Иван Симонов
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Студентам рассказывают, чем заменить традиционные художественные средства. Альтернативой могут служить краски на молочной основе, глина с добавлением мицелия и биокерамика

В США растет число художественных колледжей и факультетов в университетах, которые стремятся функционировать в соответствии с концепцией устойчивого развития, предполагающей экономичное и экологичное использование ресурсов окружающей среды. Создание произведений искусства оставляет немалый углеродный след, поскольку процесс овладения техниками предполагает массу проб и ошибок. Произведения, не оправдавшие ожиданий художника, зачастую просто выбрасываются.

«Быть экологически ответственным художником непросто, — говорит Клаудия Эрнандес Ромеро, доцент кафедры устойчивого развития Колледжа искусств и дизайна Отиса в Лос-Анджелесе. — В мире искусства ресурсы нередко используются нерационально». В колледже ввели дополнительную специализацию по устойчивому развитию, где учат, в частности, снижать объем отходов, которые художники производят в своих мастерских.

В Массачусетском колледже искусства и дизайна (MassArt) в Бостоне художественные материалы вроде красок рассматривают с точки зрения их жизненного цикла, состоящего из пяти этапов: добыча (минералов и пигментов из растений или земли), производство, дистрибуция, потребление и утилизация, каждый из которых влияет на природу и человеческие сообщества, в которых происходят эти процессы. Джейн Маршинг, научный сотрудник колледжа, рассказывает, что акварель и гуашь оказывают на окружающую среду меньшее воздействие, чем масляные и акриловые краски на нефтяной основе. Масло и акрил не запрещены в MassArt, «но мы стараемся сделать так, чтобы студенты понимали, что у их выбора есть определенные последствия».

Иван Симонов. Ego. Аппликация на полиэтиленовом пакете из серии «Переработка». 2020.  Фото: Иван Симонов
Иван Симонов. Ego. Аппликация на полиэтиленовом пакете из серии «Переработка». 2020.
Фото: Иван Симонов

Маршинг добавляет, что «самое экологичное — вовсе не создавать новых вещей». На спецкурсах учащимся рассказывают об альтернативах традиционным материалам изобразительного искусства. «Многие студенты, специализирующиеся на скульптуре и ремеслах, заинтересованы в том, чтобы работать иначе», — говорит она. Однако в сфере живописи «все гораздо сложнее из-за багажа традиций».

Одним из практичных нововведений в MassArt стало создание пространства ReStore для сбора и перераспределения лишних, но пригодных для повторного использования материалов. Тут можно бесплатно взять краски, бумагу, кисти и образцы тканей, которые больше не нужны другим учащимся. По словам Маршинг, ReStore — это шаг вперед по сравнению с принятой раньше на кампусе практикой, когда «в конце семестра студенты просто все выбрасывали, до краев наполняя мусорный контейнер». Студентам Колледжа искусств Мэрилендского института в Балтиморе рассказывают о молочных красках (нетоксичных биоразлагаемых красках, состоящих из молочного белка казеина, глины, извести и воды и не содержащих консервантов, растворителей и других неэкологичных добавок), глине с добавлением мицелия (полностью компостируемой разновидности грибов, которую можно либо вырастить и дать затвердеть в форме, либо вырастить и ваять), коже из комбучи (изготовленной из нанофибрилл целлюлозы, скрепленных бактериями и дрожжами) и биокерамике (производстве формуемой глины из яичной скорлупы и водорослей).

Однако экологичные практики не входят в число обязательных требований ни в одном из учебных заведений, поощряющих устойчивое развитие. Кэтрин Телфорд Кио, доцент изобразительных искусств в нью-йоркской Школе дизайна Парсонса, рассказывает, что, хотя смолы (часто используемые при отливке скульптур) и аэрозольные краски и запрещены в некоторых зданиях институции, в других их можно использовать. Студентов направляют в лабораторию безопасных материалов колледжа, где они узнают об экологически чистых альтернативах. «Наша школа не придерживается строгой политики „только зеленое“, — комментирует Хью Покок, профессор скульптуры и видео-арта в Колледже искусств Мэрилендского института, создавший новую специализацию по экосистемам и устойчивому развитию. — Это обременительно, и не все наши учащиеся готовы к такому».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+