За воротами пионерлагеря нас ждет Мальвина Ивановна Зиневич в летних турнюрах. Жена местного аптекаря потчует гостей наливкой: «Извольте откушать зелье на дорогу, экипаж с возницей уж истомился в ожидании…» Так начинался второй день погружения в тюменскую культуру. Первый день, посвященный изучению административных методов культивации западносибирского культурного поля оказался на удивление насыщенным. А как же иначе? Культурно-образовательный форум «КОФТО24» бушевал на благоустроенной территории базы «Олимпийская ребячка» с начала недели.
Почти сотня подростков к нашему появлению уже выпустилась из двухдневного колледжа и уехала, но больше роты половозрелых и дееспособных меритократов из 26 муниципальных образований Тюменской области вовсю осваивали современные культурные технологии. Все они приехали на форум, потому что жюри отобрало их инициативы из более чем 800 заявленных проектов. А еще потому, что каждый район области должен прислать на форум не менее двух представителей. И если для столичной Тюмени, где живет половина населения края, или для его исторической столицы — Тобольска — это не проблема, то… представьте себе чум-библиотеку или передвижной дом культуры с оленьим приводом где-нибудь на Ямале.
Программа мероприятия нацелена на цифровые технологии, сервис, медиа, маркетинг и, неожиданно, семейные ценности. С учетом насыщенного графика мастер-классов по поводу адюльтера можно не беспокоиться — на всякие глупости у участников нет времени. Они вдохновенно перемещаются между площадками с приглашенными спикерами, устанавливают друг с другом горизонтальные и вертикальные связи и деятельно ищут ответы на четыре главных вопроса, заявленные в мотто форума: кто? кому? когда? как?
«Мы стараемся не просто поговорить на культурные темы, а найти идеи для новых проектов культурного развития», — говорит вдохновитель и активный участник форума, директор департамента культуры Тюменской области Елена Майер. Новые проекты возникают прямо на глазах: 30 участников направления «Цифровизация в культуре» за сутки коллективных усилий соткали из собственного энтузиазма «цифровой продукт» — телеграм-канал «СОК 72» (сообщество культурных людей). Логотип сообществу подарил художник и дизайнер Андрей Люблинский: «Я чувствую, когда что-то выстрелит, поэтому решил сделать для ребят „Лимон“. Это был самый быстрый логотип в моей жизни, я потратил на него 12 минут». Здесь все решается и делается быстро и все вокруг до предела «заряжены на позитив» — таков стиль культурного университета «КОФТО24» (еще одно название форума).
Нас берут в оборот и приглашают на паблик-ток «Как питчить СМИ». Язык общения тюменских культурных работников насыщен интернациональными терминами и аббревиатурами. Откровенно говоря, я не знаю, как «питчить СМИ» и зачем это нужно, и предпочел бы простое человеческое общение. Кажется, мое предложение менеджерам культуры делать полезные, интересные проекты, а потом коротко и грамотно описывать их по-русски прозвучало недостаточно инновационно. Аудитория явно ожидала конкретных указаний и технологий коммуникации: объем текста, шрифт, последовательность изложения и ключевые слова, раскрывающие пинком двери восприятия у редакторов культурных изданий.
Публикации и посещаемость — ключевые показатели эффективности культурного учреждения — KPI, как говорят в Тюмени. «Туризм в Тобольске вырос в шесть раз, за девять дней фестиваля „Лето в Тобольском кремле“ город посетили 90 тыс. человек. Термальные источники и Тобольск — драйверы регионального туризма», — рассказывает на демократичном пресс-бранче, устроенном вместо формальной пресс-конференции, Елена Майер. Администрация области приветствует культурные начинания. На закрытие форума ждали заместителя губернатора области, но помешала природа — вечный враг культуры. Уровень воды в верховьях рек Ишим и Тобол стремительно поднимался, борьба со стихией требует от областного руководства личного участия.
Трудно вообразить, но Тюмень претендует на звание города — бальнеологического курорта. И в доказательство тому в нашем расписании целых два круглогодичных водоема: деревенские горячие источники «Аван» и современный четырехзвездочный отель с комплексом спа и аквапарком «ЛетоЛето». Ясно, ясно. Есть немалое удовольствие в том, чтобы смыть с себя прах культуры и без социальных условностей и конвенций погрузиться в горячие воды под открытым небом. Тем более что устроители народного водоема имеют художественные наклонности и украсили территорию деревянной скульптурой: чапаевской тачанкой, чапаевским орудием, чапаевской баней и брутальным памятником Чапаеву в стиле арте повера. Спросите, какая связь между красным начдивом и термальными источниками? Да кто его знает. Наверное, бериллий в горячей воде раздражает креативные чакры таким специфическим образом. А может, хозяин вод — поклонник братьев Васильевых и чувствует духовное родство с актером Бабочкиным.
О, непредсказуемая и удивительная Тюмень! Про тебя пел Высоцкий (памятник барду стоит над полноводной Турой), писал гадости Чехов (за это ему нет памятника, но, по слухам, есть памятник земскому врачу, а все земские врачи похожи на Чехова, ну, в крайнем случае, чуть-чуть на Булгакова), казак Ермак Тимофеевич каким-то чудом разбил хана Кучума на низком берегу Туры за мостом Влюбленных, мумия Ленина гостила в твоих стенах в суровые военные годы и даже переоделась в новый френч усилиями закройщика из Военторга Меера Ханцелевича, да будет благословенна его швейная машинка, стены твои украшают разноцветные муралы, радующие глаз, а прекрасная набережная украшена весьма культурным кластером «Контора пароходства», что тоже не может не радовать… Но поистине главное твое сокровище — люди, те самые, которые «новая нефть», потому «старой нефти» нет в Тюмени. Удивительно, но вся нефть на севере, в тундре, на Ямале.
«Дочь купца Колокольникова, 500 тыс. приданого, а замуж не берут — потому как орех не колет!» — рассказывает о суровом нраве тюменских людей Мальвина Ивановна. Мы стоим во дворе купеческого дома на пешеходной улице Дзержинского. Языческое «Дерево счастья» на площади Борцов Революции, Троицкий монастырь на Коммунистической улице — городская топография как живая иллюстрация нашей идиосинкразии, эффектная как «сибирское барокко с украинскими корнями». «Бывают странные сближенья», — писал А.С.Пушкин и повторил вслед за ним Жан-Юбер Мартен. Кипит самовар, в лафитниках чудодейственная настойка, на покрытой тюменским ковром скамье лежит грецкий орех. «Не откажите в удовольствии, испытайте себя по нашему обычаю, девицы-красавицы», — искушает столичных гостей жена аптекаря из интерактивной экскурсии «Тюмень — врата Сибири». Дамам предлагается расколоть орех собственным афедроном. «Которая не расколет орех — ту на месяц под замок в светелку на откорм, на пельмени и жирное мясо». Брачные ритуалы тюменцев столетней давности далеки от идеалов феминизма и здорового питания, но таковы уж наши консервативные ценности, ничего не поделать.
Тут же неподалеку на прилегающем к променаду пустыре обнаруживается инсталляция Ульяны Розиной «Цветник на Садовой улице». Вместе с неравнодушными к уличному искусству горожанами художница украсила растительным орнаментом из плетеного шнура длинную ограду. Ее работа — часть международного проекта «Морфология улиц», которым с 2017 года занимается мультицентр «Контора пароходства». Художники из Екатеринбурга, Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми и даже, каким-то образом, из Барселоны прикрывают разноцветьем «плебейского барокко» — муралами — глухие стены, пустыри и промзоны. Муралы — нулевая степень паблик-арта, уже не пошлое граффити, но еще не архитектура. Отреставрировать или перестроить дом, если он безобразен или заброшен, благоустроить прилегающую территорию сложнее, чем наскоро закрасить уродливую стену. Быстрота изготовления муралов, сравнительная дешевизна и реактивные сюжеты — все это превратило настенную роспись в популярный жанр, встроенный в культурную политику государства, равно понятный и угодный и городским властям, и почтенной публике.
А вовлекать горожан и гостей Тюмени в культурные программы — одна из главных задач, об этом говорят все менеджеры искусств и ремесел «Конторы пароходства», с которыми нам довелось общаться. Люди должны совершенно добровольно танцевать с большими куклами на фестивале уличных театров «Сны улиц», без принуждения слушать «перфолекцию» в молодежном театральном центре «Космос», в трезвом уме и здравой памяти резать плитку и месить краску на «Морфологии улиц». Не то все это плюс театр «Мимикрия», усиленный художественной ярмаркой «Артчоус» и выставочным пространством «Золото — Болото», придет к ним во двор, постучится в дверь и начнет вовлекать. А довольно веселая выставка грустных людей «Меланхолия» из Красноярска, не дай бог, выйдет из-за двери «Конторы пароходства» и заставит всех нас колоть задницей грецкие орехи. «Ужо вам, почтенная публика, потеха, будет скорбеть!» — сказала бы приверженная традиционным ценностям жена аптекаря.
Но вот что интересно. Кажется, тюменская культурная idée fixe — сотворчество и «коадаптация» — работает! На меня все это подействовало самым благотворным образом. Во-первых, я всерьез собираюсь на Ямал, где будет «День оленевода». Во-вторых, от всего сердца, от всей души хочу подарить прекрасной Тюмени и ее славным горожанам интерактивный памятник-мемориал «Прибытие мумии Ленина в Тюменский сельскохозяйственный техникум 9 июля 1941 г.»: массивная стальная конструкция из подъемных механизмов с лебедками удерживает саркофаг вождя мировой революции, который наполовину торчит из окна второго этажа нынешнего Государственного аграрного университета Северного Зауралья. И вот еще… стоп, а вдруг все дело в геотермальном бериллии?!