18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женское лицо Ренессанса, или Музы-тайфуны с ласковыми именами

Элеанор Фортескью-Брикдейл. «Мастерская Боттичелли».  Фото: Dorotheum
Элеанор Фортескью-Брикдейл. «Мастерская Боттичелли».
Фото: Dorotheum
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Прежде они фигурировали в основном на полях истории итальянского Возрождения, но постепенно перевоплощаются в главных героинь. Книга Софьи Багдасаровой «Фениксы и сфинксы» вносит свою лепту в этот процесс

Имена Фьямметты и Софонисбы Ангишолы (Ангвиссолы), Туллии Арагонской и Лукреции Бути, Симонетты Веспуччи и Вероники Гамбары, Чечилии Галлерани и Лауры Дианти, Компьюты Донцеллы и Бьянки Каппелло — этих и многих других куртизанок и патрицианок, натурщиц и художниц, монахинь и поэтесс или просто ренессансных красавиц — обыкновенно встречаются в комментариях к более или менее научным трудам. Мы не всегда знаем, достоверны ли их портреты, и не всегда уверены в подлинности приписанных им страниц. Чаще всего они появлялись в роли спутниц или муз, но все-таки были вторыми скрипками, лишь аккомпанировали солистам биографий: Медичи, Сфорца, Боттичелли, Боккаччо и другим столпам Возрождения. А такие героини, как Лукреция Борджа или Виттория Коромбона (вспомним трагедию начала XVII века «Белый дьявол» Джона Уэбстера), ставшие в один ряд с созидателями-мужчинами, считались все-таки исключениями.

Разумеется, мастера слова, кисти и звука не пренебрегали памятью этих блистательных женщин, но взирали на них с олимпийских высот. Вот, к примеру, выдержка из дневника 1934 года Михаила Кузмина: «Пробежавшая всю молодость и свою всю жизнь в 7 лет девушка, почти видение, символ, а не человек, которую Боттичелли так везде и рисовал в виде Венер, Мадонн, весен, возлюбленная Лоренцо, воспетая Полициано, восторженная, радостно-удивленная, открытая для всего и всех, легкий, убегающий профиль. Всем несет радость и прелесть жизни, и сама первая это восторженно воспринимающая. И Боттичелли, который видит то, чего никто, ни она сама, не видит, ее обреченность».

Софья Багдасарова. «Фениксы и сфинксы: дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни». М.: Эксмо, 2024. 368 с., ил. (Искусство с блогерами).
Софья Багдасарова. «Фениксы и сфинксы: дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни». М.: Эксмо, 2024. 368 с., ил. (Искусство с блогерами).

И вот теперь вниманию русскоязычных читателей предлагается книга, в которой эти героини не только стоят наравне, но порой и возвышаются над прославленными героями итальянского Возрождения. Секреты полутора десятков бессмертных фениксов и загадочных сфинксов с Апеннин постаралась разгадать Софья Багдасарова — писательница, исследовательница изобразительных искусств, журналистка The Art Newspaper Russia. Часть вошедших в книгу новелл она первоначально публиковала в своем блоге начиная с 2009 года.

Большое достоинство этих новелл — их увлекательное просветительство. «На севере бушует война — вдовевший уже три года и полный уныния герцог Лодовико Сфорца раз за разом проигрывает французам; византийский беженец, поэт-гуманист Михаил Марул Тарканиот, иначе говоря, Микеле Марулло, решает присоединиться к армии, выступающей против Чезаре Борджа, и, пересекая реку Чечина близ Вольтерры, падает в нее и гибнет вместе с конем. Португальцы лишают девственности леса Мадагаскара и Бразилии, а далеко-далеко на востоке великий князь Иван III отдает Феодосию, свою младшую дочь от Софьи Палеологини, за Василия Даниловича Холмского». (Заметим в скобках, что португальцы торговали с населением Мадагаскара, он же остров Святого Лаврентия, но не колонизировали его.) Богатый и уместный иллюстративный материал прокомментирован очень содержательно.

В свою картину «Ужин в гостях. Себастьяно дель Пьомбо и Якопо Страда в гостях у Тициана в Венеции» (1862) немецкий художник Краус Фридрих ввел трех женских персонажей, олицетворяющих эпоху Чинквеченто. Двух девушек автор наделил чертами дочерей Тициана.  Фото: Dorotheum
В свою картину «Ужин в гостях. Себастьяно дель Пьомбо и Якопо Страда в гостях у Тициана в Венеции» (1862) немецкий художник Краус Фридрих ввел трех женских персонажей, олицетворяющих эпоху Чинквеченто. Двух девушек автор наделил чертами дочерей Тициана.
Фото: Dorotheum

Решая задачу извлечения из прошлого былых героинь, писательница выбрала довольно яркие маяки-ориентиры — куртуазные и остроумные сборники Джованни Боккаччо и Оноре де Бальзака. Читатель может не сомневаться, что в смелости и решительности автор книги не уступила своим персонажам: «Пылавшее под угольями ее знаний девичество, то самое, которое порождало самые блестящие ее строки, наконец можно было перестать прятать, наконец можно было раздуть в костер женственности».

Отмечу и еще одну предшественницу — книгу Робера де ла Сизерана «Маски и лица Флоренции и Лувра: портреты итальянского Возрождения» (1913), героинями которой стали модели прославленных полотен. Частично перечни Багдасаровой и Сизерана совпадают. Вот как начинает французский искусствовед очерк о Бьянке Каппелло: «Есть в Палаццо Питти, в зале Прометея, женский портрет, писанный Бронзино, который своей незначительностью превосходит все, что может встретиться незначительного, и тем самым приобщается к красоте, даже и в пустоте, свойственной абсолюту». Впрочем, подчеркнем еще раз и различие: Сизеран начинает с портрета, Багдасарова — с живого человека.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+