18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На стамбульской ярмарке CI Bloom расцвел мираж натурализма

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul

В Стамбуле прошла ярмарка современного искусства CI Bloom. На стендах 24 галерей — 568 работ 267 художников, которые представляют мир искусства, расцветающего пышным цветом в точке схода Востока и Запада

Около лаконичного здания выставочного центра Lütfi Kırdar, построенного в 1949 году итальянским архитектором Паоло Вьетти-Виоли и ставшего венцом 12-летнего мэрского срока врача и политика Кырдара Лютфи, выгружают картины и арт-объекты. Участники ярмарки CI Bloom все время пополняют свои стенды, ведь уже в первый день продажи пошли на ура. К третьем сезону CI Bloom, организованная Contemporary Istanbul и проведенная с 26 по 28 апреля, набрала вес и силу. Сюда съехались сливки турецкого галерейного бизнеса со всех концов страны, при этом немало и молодых авторов, и площадок. Особенно гордятся организаторы участием Мустафы Тавилоглу, который собрал за полвека с лишком коллекционерской деятельности 2,4 тыс. произведений. Свои сокровища он, правда, показывает очень избирательно и больше виртуально, чем живьем. Участие Мустафы — скорее пример другим, повод показать не конкретные вещи, а турецкий арт-рынок — лицом одного из его творцов. Выступая на превью ярмарки, Мустафа Тавилоглу подчеркнул, что даже на грани банкротства не отдал бы свою коллекцию, хотя с легкостью расстался с домами и бизнесом.

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Firuz Soyer/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Firuz Soyer/Contemporary Istanbul

За последний год доля турецкого искусства на мировом арт-рынке выросла на 1,5%, оборот за 2023 год составляет $65 млн. Рассказывая об этом, основатель и руководитель Contemporary Istanbul Али Гюрели приводит цифры из США и стран Европы, показывая встроенность турецкого арт-рынка в мировой. Пусть его доля пока невелика, но она неустанно растет. «Высокий уровень инфляции и политическая нестабильность создают ситуацию, где трансакции поднимаются, но деньги меньше вкладывают в искусство. Нет желания покупать дорогое искусство — все уже купили. Поэтому мы предлагаем понятный взгляд на экономику. Искусство должно быть доступным и свободным. Сюда мы пригласили 75 коллекционеров не из Турции, чтобы они покупали турецкое искусство, чтобы его начали понимать во всем мире. Это больше фестиваль, чем просто продажа и покупка, это место для разговоров и новых игроков. Стамбул похож на Европу, но искусство здесь тяготеет к американской модели, где креативной индустрией управляет не государство, а фонды и галереи», — сказал Али Гюрели группе иностранных журналистов за чашечкой кофе в лаундж-зоне, которая, собственно, и предназначена для общения галеристов и авторов (в течение нескольких дней здесь проходили деловые встречи и арт-вечеринки).

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Firuz Soyer/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Firuz Soyer/Contemporary Istanbul

Тем не менее одним из первых посетителей CI Bloom стал представитель власти — мэр Стамбула Экрем Имамоглу, который только что переизбрался на новый срок. Он рассказал журналистам о своей страсти к искусству: «Я не жадный человек, но жадный коллекционер. Если бы родился вновь, то стал бы архитектором, как мечтал в юности». Мэр внимательно осмотрел стенды, неподдельно интересуясь у галеристов представленными произведениями и не отказывая никому ни в фото на память, ни в короткой беседе.

Ярмарка смотрится по-американски демократично: на двух «улочках» — почти три десятка галерейных отсеков равного размера, каждый из которых со своим характером и не перегружен экспонатами. Встречает гостей скульптура всемирно известного представителя британской «новой волны» Тони Крэгга, который вообще очень популярен в Стамбуле, — не случайно его фигура «Бегун» стала визитной карточкой Музея современного искусства, который был построен на берегу Босфора итальянским архитектором Ренцо Пьяно, знакомым нам по реконструкции Дома культуры «ГЭС-2». Впрочем, обращает на себя внимание не классик объемной абстракции, а предельно натуралистичные скульптуры из силикона турецких художников. Около двух из них больше всего времени провел и мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Остальные гости ярмарки их тоже пропустить никак не могли.

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul

Обнаженная девушка, прикованная цепями к кровати, лежит с несчастно-безучастным лицом. Кажется, она сопротивлялась — о чем свидетельствует кровь под ногтями и покрасневшие фаланги пальцев, — но смирилась. Фигура сделана Гёркемом Канданом cтоль реалистично, что кажется это перформанс, а не инсталляция. По словам представителей галереи-экспонента Piramid Sanat (Стамбул), она — воплощение наших ночных страхов. То есть она и жертва, и насильник — самой себя. Стоит мученица $30 тыс. Рядом с ней можно найти очень похожую силиконовую девушку, которая в легкой распахнутой ночнушке высовывается из окна с сигаретой в руке и так же, как соседка, безучастно смотрит на окружающую действительность. Эту скульптуру создал другой автор — Суде нур Атмака, и стоит она дороже — $40 тыс. Тем не менее это тоже слепок человеческого состояния, как и в первом случае.

Пожалуй, внимательней остальных (даже мэра) натуралистичные скульптуры изучал Сервер Демирташ — опытный мастер антропогенной скульптуры из силикона. Его творения можно найти за углом — на стенде галереи Brieflart. На фоне черных стен светло-серые, обесцвеченные фигуры скульптора смотрятся весьма эффектно. На самом видном месте бюст папы римского, который сначала устало смотрит в пол, а потом вдруг начинает медленно двигаться: поднимает голову, закатывает глаза и открывает рот. Как будто ожил и умер на наших глазах. Рядом в той же технике — женщина, обнимающая лошадь, и троица музыкантов. Скульптуры Демирташа уникальны своей инженерией — они двигаются плавно и эстетично. Внутри начинка из сложного металлического скелета и суставов. Если соседние экспонаты чаруют и пугают эффектом ожидания — кажется, вот-вот прикованная девушка моргнет и заговорит, но нет, — то Демирташ не заставляет долго ждать: его человеческие копии оживают, и вроде ничего страшного. Кстати, стоят фигуры скульптора-инженера втрое дороже, вероятно, за счет технологии и имени автора.

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul

В целом цены на ярмарке колеблются от $3 тыс. до $400 тыс. Еще на ряде стендов можно найти работы как будто родом из сериала «Мир Дикого Запада»: девушку с палкой в руках с идеальной точеной фигурой и в огромных ботинках (она из белого пластика), двух юношей в расстегнутых рубахах в состоянии сиесты, расслабленно смотрящих вдаль (они из дерева), ребенка с леденцом в руках (снова пластик). Кажется, в этих натуральных футуристических фантазиях смешивается любопытство перед будущим, которое сулят современные технологии, и в то же время страх перед новой реальностью, где киберлюди и симулякры превратятся в норму жизни. Тренд на скульптурный гиперреализм выделяется из общего содержания ярмарки, но, если погружаться, то оказывается, что и работы совсем другого визуального содержания обращаются к синонимичным темам.

Взять хотя бы инсталляцию Сены Башоз из раскиданных стульев, к которым привязаны ленточки из пластиковых пакетов, на стенде галереи Zilberman. Установленный перед ними вентилятор развевает лоскуты и, кажется, сносит стулья. По мысли автора, это напоминает нам о беспрерывном движении в пространстве и времени, о мимолетности восприятия. Для Сены Башоз «объект — это архив» для исследования «концепции непостоянства». «Четыре стула» — стоимостью €8 тыс. — тоже портрет текущего времени, хоть без человека в кадре. А вот работа Сельчука Артута — на стенде той же галереи Zilberman — в виде шахматной доски, занятой только черными и белыми пешками. На поле нет ни одного свободного квадрата, то есть некуда ходить. Реальные фигуры стоят на подиуме с экраном, где та же патовая ситуация показана на электронной шахматной доске. Так автор, между прочим доктор философии (художник защитил диссертацию по медиакоммуникации в Европейской высшей школе в Швейцарии), размышляет о взаимоотношениях человека и технологии. Об их природе красноречиво говорит название объекта — «Конфликт» (стоит работа €14 тыс.).

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul

На соседнем стенде галереи Art on о том же, но по-своему размышляет молодой художник, фотограф и стрит-артист Эрдал Инджи. Он успел прославиться серией «Клоны», где по реальным улицам Стамбула бегут одинаковые фигуры в черном — стройными рядами или змейкой. Фигуры, превращающие привычные места в антиутопию Оруэлла, нарисованы с помощью нейросетей, а вот улицы самые настоящие. В представленной на CI Bloom новой серии художник изменил сами улицы. Он пропустил фотографии самых узнаваемых районов Стамбула, сделанные с высоты птичьего полета, через призму искусственного интеллекта, и они обросли странностями: на крышах появились грибы, а дома закручиваются в спираль или плавятся, словно сливочное масло на солнце. Даже на расстоянии кажется, что что-то с этим пейзажем не так, при этом он словно живой, движущийся. Сюрреалистические детали проявляются при пристальном рассмотрении. И создают тревожное и в то же время интригующее ощущение конфликта реального и сгенерированного, которое читалось и других работах, о которых речь шла выше. Глядя на это многообразие, так и вспоминается нетленное из Дэвида Линча: «Совы не то, чем кажутся».

Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.  Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul
Ярмарка современного искусства CI Bloom в Стамбуле. 2024.
Фото: Okyanus Aşkın/Contemporary Istanbul

Не зря Али Гюрели, рассказывая о задачах и духе ярмарки с романтическим названием «Цветение», делал акцент на динамике, которую она приносит на турецкий арт-рынок, и инновационности представленных произведений. Динамика как философское понятие и природа очень человеческих отношений с технологиями отразились на ярмарке не только буквальными примерами, но и их многослойным осмыслением цифровой эпохи турбулентности. Контрастный Стамбул, расположенный на стыке двух миров и философий, предстает в этом процессе как документалист-наблюдатель и в то же время как фантазер-собиратель, реагируя на трансформации мира одновременно трезво и импульсивно. И в этом соединении западной деловитости и восточной таинственности, наверное, и есть ценность арт-смотра, который в третий раз случился в одном из крупнейших мегаполисов мира с многовековой сложносочиненной историей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+