В заголовке этой статьи — высказывание «отца искусствознания» Иоганна Иоахима Винкельмана. Дрезден давно считается одним из красивейших городов мира. Его история началась восемь столетий назад, а расцвет пришелся на те времена, когда Саксония еще называлась замысловатым словом «курфюршество». В XVII–XVIII веках город был резиденцией саксонских князей-курфюрстов и одной из культурных столиц Европы. Именно тогда он обрел свой знаменитый царственный облик.
В немецкой литературе за Дрезденом прочно закрепилось имя Флоренции на Эльбе: итальянский город прославился как колыбель Ренессанса — его побратим же стал эталоном стиля барокко. Построенный как единый архитектурный ансамбль, дрезденский Альтштадт, старый город, — само воплощение барочной страсти. И если архитектура, согласно все тому же Гёте, это застывшая в камне музыка, то Альтштадт — одна из величайших в мире каменных симфоний.
В феврале 1945 года ее заглушили разрывы бомб. Роскошные дворцы, театры и церкви исчезли, поглощенные огненным штормом, за несколько часов исторический центр обратился в руины. Оценить масштабы тех разрушений можно в музее «Дрезденский панометр». Здесь, в бывших газгольдерах, художник Ядегар Асизи создал на основе фотоснимков, сделанных через пару дней после бомбежки, завораживающую панораму диаметром 107 и высотой 27 м.
Многие годы Альтштадт восстанавливали по кирпичику, стараясь использовать даже самые маленькие уцелевшие фрагменты. Оригинальные камни, почерневшие от огня и времени, и сегодня легко отличить от добавленных реставраторами. Из-за этого здания кажутся пестрыми, но величию вновь зазвучавшей каменной музыки Дрездена это ничуть не мешает. Символом возрожденного города стала церковь Фрауэнкирхе. Ее руины было решено оставить как напоминание о войне, наподобие западноберлинской церкви кайзера Вильгельма, однако на фоне объединения Германии всемирно известный дирижер и трубач Людвиг Гюттлер начал кампанию по сбору средств на воссоздание разрушенного шедевра барокко. И вот церковь, как прежде, возвышается над городом. Другие архитектурные шедевры, восставшие из руин: дрезденский замок-резиденция, внешняя стена которого украшена самым большим в мире панно из 24 тыс. плиток мейсенского фарфора, и кафедральный собор Хофкирхе с изящной звонницей, и дворец Цвингер с его фонтанами и статуями, и величественная Опера Земпера, и Академия художеств с золотой крылатой фигурой на стеклянном куполе. Реставрация продолжается и сегодня. К концу года, например, планируют восстановить все фрески и сграффито, украшавшие фасады и внутренние дворики замка-резиденции.
В большинстве зданий Альтштадта размещаются музеи дрезденских Государственных художественных собраний. В Цвингере «прописана» легендарная Галерея старых мастеров; здесь можно увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, «Шоколадницу» Лиотара, полотна Вермеера, Рубенса, Тициана и прочих великих. В Альбертинуме представлены фонды Галереи новых мастеров, охватывающие период с конца XIX века до наших дней, и та самая коллекция скульптур, что вдохновила Ивана Цветаева на создание музея, который известен сегодня как ГМИИ имени А.С.Пушкина.
В парадных залах замка-резиденции располагаются Гравюрный кабинет с выдающейся коллекцией графики, Нумизматический кабинет, Оружейная палата с Турецким залом, хранящим одно из наиболее значительных собраний османского искусства за пределами Турции, а также «Зеленые своды» — самая богатая в Европе коллекция драгоценностей, собранная саксонскими курфюрстами из рода Веттинов. В 2019-м ограбление сокровищницы стало мировой сенсацией: стоимость пропавших ценностей составила более €1 млрд. К счастью, похитителей нашли, и в 2022-м большая часть украденного вернулась в музей.
Музеям Альтштадта всегда есть чем удивить и завсегдатаев, и новых посетителей. Так, в казематах музея-крепости под живописной Террасой Брюля (Гёте называл ее «Балконом Европы») недавно запустили мультимедийные туры. А в Цвингере работает галерея виртуальной реальности Zwinger Xperience, позволяющая совершить путешествие в прошлое. Всего же в Дрездене более 50 музеев, в том числе плавучий — крупнейшая в мире коллекция старинных пароходов (многие из них совершают круизы по Эльбе). Альтернатива водным турам — поездки по городу на пластмассовых гэдээровских автомобилях Trabant, выкрашенных под зебр и леопардов.
К социалистическому периоду истории в Дрездене в целом относятся с уважением. Стеклобетонную коробку Дворца культуры рядом с барочным Альтштадтом сносить не стали, а провели реконструкцию, сохранив все социалистические мозаики и фризы. Теперь здесь современный культурный центр (местные зовут его просто «Культи») с концертным залом Дрезденской филармонии, библиотекой и выставочными пространствами. Проект реконструкции получил в 2019 году премию Немецкого музея архитектуры (DAM).
Впрочем, за современным искусством лучше отправиться на противоположный берег Эльбы. Расположенный здесь Новый город, Нойштадт — это уже совсем другой Дрезден, где тон задают не барочные дворцы, а стрит-арт, хипстерские бары, модные галереи и техно-клубы в бывших промзонах. Например, реконструированный по проекту Даниеля Либескинда Военно-исторический музей в классическом здании бывшего арсенала, пронзенном исполинским стальным клином. Или пассаж Kunsthof — пять расписных проходных дворов: в одном жует стену многоэтажный жираф, в другом резвятся загадочные разноцветные существа, в третьем водосточные трубы превратились в духовой оркестр, готовый исполнять ноктюрны. В Нойштадте множество арт-центров и галерей. В сентябре в рамках недельного Neustadt Art Festival они устраивают дни открытых дверей.
В начале 1990-х завсегдатаи здешних баров в шутку объявили об основании независимой Bunte Republik Neustadt — Пестрой Республики Нойштадт. Обвели границы белой краской, напечатали паспорта и деньги с Микки-Маусом и выпустили закон, обязывающий всех граждан отмечать день рождения BRN не меньше трех дней кряду. Краска давно стерлась, а традиция устраивать в июне грандиозное веселье осталась, превратившись в один из главных городских фестивалей.
В Нойштадте постоянно что-то происходит: то музыкальный фестиваль с бесплатными концертами, то кинопоказы у Эльбы на любимом городском променаде Konigsufer («Королевский берег»), то выставки современного искусства под открытым небом. Для мест вроде Нойштадта в немецком языке есть словечко Szeneviertel — «точка, где жизнь бьет ключом». Впрочем, так можно назвать весь Дрезден. Сегодня этот старый город полон молодой силы.
Муниципальная галерея современного искусства входит в список музеев Государственных художественных собраний Дрездена и занимает сохранившийся с довоенных времен барочный дворец в Нойштадте по соседству со знаменитым Золотым всадником — покрытым сусальным золотом памятником курфюрсту Августу I. В постоянной экспозиции представлены работы художников и скульпторов со всего мира, а временные выставки, инсталляции, дискуссии и перформансы посвящены актуальным проблемам повседневности. Проходят они не реже шести-семи раз в год, в том числе на открытых площадках.
Креативный центр в бывших вагоноремонтных ангарах на правом берегу Эльбы объединяет в себе выставочный зал, концертную площадку, клубную зону с кафе и коворкингом и арт-коммуну для художников, архитекторов, дизайнеров и музыкантов. Открытые студии резидентов проекта, работающих в самых разных жанрах, примыкают к 300-метровому арт-пространству, так что любой желающий может наблюдать за ходом творческого процесса, а иногда и принимать в нем участие. Старые железнодорожные пути вокруг ангаров стали площадкой для самовыражения, полной необычных объектов и стрит-арта.
Одна из крупнейших немецких биеннале проходит в необычных пространствах: поначалу основной площадкой были бывшие скотобойни — те самые, что описаны в «Бойне № 5» Курта Воннегута, а в последние несколько лет арт-фестиваль обосновался в столовой бывшего гэдээровского компьютерного завода Robotron. Ostrale организует арт-резиденции, проекты и перформансы в Дрездене и других городах Германии и Европы. В 2022 году центр открыл пространство Ostrale Basis с выставочным залом и мастерскими в районе Юбигау. Ostrale позиционирует себя как «волшебное место на границы фантазии и реальности».
Сейчас район Хеллерау входит в черту города, а в начале XX века он был рабочим предместьем, обустроенным в прогрессивной концепции города-сада. Основанный здесь в 1911 году Фестивальный театр в свое время стал одним из центров европейского модернизма и экспрессивного танца. Сегодня его традициям наследует один из ведущих арт-центров Германии. Институция проводит междисциплинарные фестивали, выставки и мероприятия в сфере современного искусства, театра, танца, музыки и медиаарта и исследует искусство в эпоху новых технологий — этой теме посвящена постоянная экспозиция в здании Фестивального театра.