Оба костюма выполнены по эскизам Михаила Врубеля, а надевала их в спектаклях его жена, выдающаяся оперная певица Надежда Забела-Врубель.
Творчество художника крепко связано с театром, а в один момент в конце 1895 года в этот узел вплелась и линия жизни Врубеля. Создавая декорации для постановки оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» на сцене Панаевского театра в Петербурге, он познакомился с исполнительницей роли Гретель Надеждой Забелой. Обвенчались влюбленные в июле 1896-го, а год спустя Забела познакомилась с Римским-Корсаковым, исполняя партию Волховы в «Садко». И стала музой для обоих гениев. Композитор называл ее любимой певицей, художник, не без ее участия, попал под влияние эстетики Римского-Корсакова («решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»). Врубель выполнил эскизы костюмов и декораций к «Царской невесте», «Сказке о царе Салтане», «Садко» и «Снегурочке» (по мотивам двух последних он также создал фантастические майоликовые циклы).
Костюм Снегурочки когда-то находился в постоянной экспозиции музея Римского-Корсакова, он предстает перед зрителями после многолетнего перерыва. А вот костюм Волховы демонстрируется впервые. Богато декорированный жемчугом и морскими раковинами, он сильно пострадал от времени — специалисты Государственного Эрмитажа восстанавливали его целый год.
Музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова
«Врубель. Костюмы для Музы»
До 9 июня