18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Турция спасает культурное наследие, пострадавшее от землетрясений

Центр инвентаризации и сортировки культурных обломков стал средоточием восстановительных работ в провинции Хатай.  Фото: ТАСC
Центр инвентаризации и сортировки культурных обломков стал средоточием восстановительных работ в провинции Хатай.
Фото: ТАСC
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Спустя год после разрушительной катастрофы на юге страны началась кропотливая работа по восстановлению тысяч разрушенных памятников. Первый этап — сортировка культурных обломков, но параллельно решаются и более амбициозные задачи

На одном из полей в южной турецкой провинции Хатай защитники культурно­го наследия вручную собирают исторические здания, больше года назад разрушенные во время землетрясения. Здесь, в Центре инвентаризации и сортировки культурных обломков, находящемся в ведении Министерства культуры, хранятся части архитектурных объектов, которые властям Антакьи, столицы провинции, удалось спасти после толчков магнитудой 7,8 и 7,5 баллов, произошедших на юге Турции и севере Сирии 6 февраля прошлого года и унесших жизни не менее 60 тыс. человек.

По словам Бетюль Киминсу, заместителя директора Главного управления по делам культурного наследия и музеев Турции, масштабы разрушений культурного наследия Антакьи настолько велики, что оставлять обломки на месте было попросту опасно. В сортировочном центре 90 тыс. кубометров материала вручную перебирают, каталогизируют и мониторят с помощью камер видеонаблюдения. «Сюда свезли все, что можно было спасти из развалин: камни, шкафы, потолочные крепления, чтобы однажды восстановить», — говорит Киминсу.

Этот кропотливый труд отражает размах восстановительных работ после землетрясения, ущерб от которого, по оценкам правительства, составил $103 млрд в 11 провинциях. Почти 8,5 тыс. культурных объектов пострадали на территории протяженностью 450 км. Из приблизительно 400 тыс. населения Антакьи погибло по меньшей мере 23 тыс. человек, а более половины зданий обрушились или оказались в состоянии, требовавшем сноса по соображениям безопасности.

В Античности город был известен как Антиохия. Здесь находится пещерная церковь Святого Петра — один из старейших в мире христианских храмов. По счастью, землетрясение не причинило ему вреда, но еще 15 церквей христианской общины, которая до сих пор живет в этой провинции, были либо разрушены, либо повреждены; пострадала и местная синагога.

Ферит Текбаш, председатель Центрального совета восточных христиан в Германии и уроженец Хатая, сообщил, что правительство почти полностью финансирует реконструкцию разрушенной церкви Святого Павла. Нынешнее здание этой греческой православной церкви построили после того, как предыдущее обрушилось в 1870 году, тоже в результате землетрясения.

Бетюль Киминсу рассказала, что землетрясение затронуло и Археологический музей Хатая, но его коллекция, включающая римские и византийские мозаики, а также двухтонную статую хеттского царя Суппилулиумы II, не пострадала. Институция планирует вернуться к работе в мае 2025 года после укрепления здания на случай новых землетрясений.

В руинах лежат мечеть Хабиб-и-Неккар, почитаемая как первый мусульманский молитвенный дом в Турции и место захоронения Иоанна Крестителя, а также здание парламента Хатая, построенное в краткий период независимости региона в 1930-е годы.

Сотрудники музея закрывают недвижимые исторические артефакты, чтобы защитить их от возможных землетрясений или обрушения здания после того, как часть археологического музея Хатая была повреждена в результате недавних землетрясений, что сделало некоторые помещения и залы непригодными для использования.  Фото: EPA/SEDAT SUNA/TASS
Сотрудники музея закрывают недвижимые исторические артефакты, чтобы защитить их от возможных землетрясений или обрушения здания после того, как часть археологического музея Хатая была повреждена в результате недавних землетрясений, что сделало некоторые помещения и залы непригодными для использования.
Фото: EPA/SEDAT SUNA/TASS

Политическая подоплека

Мечеть и парламент входят в число исторических зданий на территории двух районов Антакьи общей площадью 307 га, которые Министерство культуры планирует восстановить в первую очередь. По словам Киминсу, реконструкция завершится примерно через полгода. Критики утверждают, что у этой спешки есть политическая подоплека, связанная с весенними муниципальными выборами. Представители Палаты архитекторов провинции Хатай предупреждают, что директивный подход «сверху вниз», включавший в числе прочего экстренную экспроприацию, привлечет спекулянтов и вытеснит местных жителей. «Специалисты, в том числе такие же архитекторы, как и я, хорошо знакомые с архивами, информацией, оборудованием и данными, полученными при работе в этом городе, хотели принять участие, но все сделали без нас», — рассказывает Дениз Эмир, имеющий опыт восстановления десятков зданий в Антакье.

По его словам, перенос обломков в сортировочный центр нанес еще больший вред. Хотя из приблизительно 1,5 тыс. зданий в центре города официальный статус культурного достояния присвоен лишь трети, все остальные были столь же неотъемлемой частью городской застройки.

Председатель некоммерческого Совета Турции по дизайну Фуркан Демирджи рассказал, что его организация сотрудничала с местными жителями при разработке генерального плана восстановления отдельных частей Хатая, чтобы «сохранить у сообщества чувство идентичности, владения и принадлежности». Над генеральным планом при поддержке правительства работало около десятка турецких и зарубежных архитектурных фирм, в том числе Foster+Partners и Bjarke Ingels Group (BIG).

Вернуть городскую память

Согласно оценкам экспертов, ущерб, нанесенный культурным объектам в зоне землетрясения, достигает $2 млрд. В расположенном неподалеку от эпицентра землетрясения Кахраманмараше сильно пострадал Старый город: разрушены особняки XIX века — важные образцы османской гражданской архитектуры, обвалилась верхушка 500-летнего минарета Большой мечети.

В Кахраманмараше находятся выдающиеся памятники самых разных периодов — от Античности и Византийской империи до Сельджукидов, бейликов и Османов. Из них 407, как рассказывает губернатор провинции Мюкеррем Унлюэр, пострадали в разной степени либо были полностью разрушены. «Видеть руины этих зданий очень тяжело. Мы обязаны восстановить их как можно скорее, и у нас не может быть никаких оправданий не сделать этого», — считает он.

На фоне срочной нужды в полумиллионе домов по всему региону для переживших землетрясение (они до сих пор ютятся во временных убежищах) спасение культурного наследия может показаться блажью. Но Демирджи уверен, что восстановление исторических объектов поможет сохранить «городскую память и дать местным жителям возможность чувствовать связь с регионом».

Комплексный подход поддерживает и Ферит Текбаш. Он считает, что простое восстановление утраченных церквей не вернет на древнюю родину христиан, численность которых до катастрофы составляла несколько тысяч человек. «Духовным убежищем может служить только церковь, вокруг которой есть живое сообщество, — говорит Текбаш. — Сначала нужно заново выстроить дома, потом места работы. Иначе наши люди никогда не вернутся». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+