18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дублинский Тринити-колледж откроет новую страницу в истории Старой библиотеки

С головой погрузиться в легендарную Келлскую книгу сейчас можно с помощью цифровой инсталляции.  Фото: Zoe Ardiff/The Art Newspaper
С головой погрузиться в легендарную Келлскую книгу сейчас можно с помощью цифровой инсталляции.
Фото: Zoe Ardiff/The Art Newspaper
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Предстоящие реновация освященного временем Длинного зала и реставрация множества его книг обойдутся в €90 млн. Чтобы не потерять публику в ходе реставрационных работ, на территории колледжа развернута эффектная мультимедийная инсталляция

Одна из самых знаменитых в мире университетских библиотек готовится к запуску большого реставрационного проекта, который стартует в конце 2024 года. Все 200 тыс. томов, упакованных в 20 тыс. ящиков, уже вывезены из Тринити-колледжа и помещены в надежное хранилище к северу от Дублина. Хотя наиболее ценный манускрипт все же останется на территории колледжа вплоть до начала реставрации библиотеки.

Келлская книга, содержащая четыре Евангелия на латинском языке, представляет собой выдающийся образец иллюминированной рукописи в традиции раннего кельтского христианства. Ее, вероятно, создали около 800 года н.э. ирландские монахи, жившие на уединенном острове Айона. Существует мнение, что работа над книгой была завершена уже в ирландском Келлсе, куда ее перевезли после того, как на Айону напали викинги. В середине XVII века, когда в Ирландии шла ожесточенная борьба между повстанцами и армией Оливера Кромвеля, книгу передали на хранение в Тринити-колледж.

Сегодня Келлская книга входит в число главных достопримечательностей Дублина. В 2022 году, когда индустрия туризма восстанавливалась после пандемии, ее увидело почти 750 тыс. человек, а в рекордном 2018-м — целый миллион. Проходя к ней по 65-метровому сводчатому Длинному залу, посетители едва удостаивали вниманием остальные сокровища, за исключением, пожалуй, древней арфы. Согласно легенде, арфа принадлежала правившему в конце X — начале XI века королю Брайану Бору, но в действительности она, скорее всего, датируется XIV веком. Ее изображение легло в основу эмблемы ирландских монет евро и логотипа пива Guinness — еще одного неотъемлемого атрибута города.

При помощи гигантских анимированных панелей инсталляция «Погружение в Келлскую книгу» не только воссоздает ее замысловатые страницы, но и рассказывает историю самого здания и знакомит зрителей с его менее знаменитыми сокровищами. Фото: Trinity College Dublin
При помощи гигантских анимированных панелей инсталляция «Погружение в Келлскую книгу» не только воссоздает ее замысловатые страницы, но и рассказывает историю самого здания и знакомит зрителей с его менее знаменитыми сокровищами.
Фото: Trinity College Dublin

Пока построенное в 1712 году здание библиотеки готовится к комплексной реновации под руководством бюро Heneghan Peng Architects, во временном павильоне на территории колледжа расположилась иммерсивная цифровая модель древнего манускрипта. При помощи гигантских анимированных панелей инсталляция «Погружение в Келлскую книгу» не только воссоздает ее замысловатые страницы, но и рассказывает историю самого здания и знакомит зрителей с его менее знаменитыми сокровищами.

Созданная в сотрудничестве с дизайн-агентством Event, эта инсталляция пользуется ошеломительным успехом. Вся прибыль от проданных билетов пойдет в счет оплаты €90-миллионного реставрационного проекта, на который в 2021 году правительство Ирландии выделило €25 млн.

С предыдущей реставрации в Старой библиотеке прошло около полувека. Характерный сладковатый аромат в Длинном зале на деле был запахом распада бумаги и кожи старинных книг, постепенно разлагавшихся в пыль. Многие издания, которые теперь отправят в реставрационную мастерскую, держались на малярной ленте и подвергались разрушительному воздействию не только дыхания и рук миллионов посетителей, но и пыли и грязи, проникавших через окна XVIII века с перегруженных движением улиц.

В рамках проекта перестройки Старой библиотеки проведут критически необходимые работы по укреплению конструкции, герметизируют окна и установят систему фильтрации воздуха с контролем уровня влажности и температуры. Новая система пожаротушения, внедренная пока в тестовом режиме, придет на смену старому протоколу, согласно которому сотрудники должны справляться с огнем при помощи ручных огнетушителей. В числе других новшеств, визуально более интересных, преобразованное фойе и центр изучения коллекций на первом этаже.

С предыдущей реставрации в Старой библиотеке прошло около полувека. Фото: OPERA Amsterdam
С предыдущей реставрации в Старой библиотеке прошло около полувека.
Фото: OPERA Amsterdam

Хотя в 1960-х Тринити-колледж получил для своей библиотеки новое эффектное бруталистское здание, Длинный зал продолжали использовать по назначению. Книги сейчас снабжают электронными метками, чтобы в будущем ускорить их доставку из хранилища. Многие издания добавляют в Виртуальную библиотеку Тринити с бесплатным доступом. Параллельно идет разработка усиленных мер безопасности, в том числе системы резервных копий для защиты от кибератак — вроде той, которой недавно подвергся каталог Британской библиотеки с его 36 млн записей.

Освобожденный от содержимого Длинный зал закрылся в декабре 2023 года, и тогда же Келлскую книгу перенесли в Печатный дом XVIII века, где раньше располагались печатные станки. Недавно отреставрированный, он напоминает миниатюрный прототип Белого дома в Вашингтоне.

Разрешение на установку иммерсивного временного павильона действительно до 2029 года, и администрация университета надеется, что после этого цифровая выставка отправится в турне; заинтересованность в ней уже выразил Гарвард. Сотрудники библиотеки рассчитывают, что через пять лет все издания, включая Келлскую книгу, вернутся домой, в обновленное здание. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+