Жизнь и наследие Андрея Митрохина (1766–1845) окажутся в 2024 году предметом повышенного внимания научных и музейных кругов. В частности, 6 и 7 июня, во время Петербургского международного экономического форума, в Государственном Эрмитаже пройдет конференция «История реставрации живописи в Эрмитаже. Памяти А.Ф.Митрохина», а на следующий день здесь откроется посвященная ему выставка. Выбор площадки не случаен: герой выставки 40 лет проработал в Эрмитаже, благодаря ему в музее сохранились многие шедевры мировой живописи.
До недавнего времени фигура Андрея Митрохина не вызывала большого интереса у историков, однако в прошлом году группа исследователей начала работу над его полной биографией. Этот исследовательский проект приурочен к круглой дате: в 2024 году исполняется 950 лет первому летописному упоминанию города Торопца Тверской области, уроженцем которого был реставратор. Предстоящее празднование поддержано президентом, правительство утвердило план мероприятий до 2026 года. Он включает, в частности, реставрацию исторических зданий и памятников, в том числе Корсунско-Богородицкого собора конца XVIII — начала XIX века, установку новых монументов — князю Александру Невскому и патриарху Тихону, а также благоустройство и модернизацию инфраструктуры.
Исследование «От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф.Митрохине» основано на многочисленных документах из архивов Санкт-Петербурга и Твери. Его авторы — искусствовед, сотрудник исторического факультета МГУ и галереи Q-ART Gallery Лия Окрошидзе, а также члены оргкомитета по празднованию 950-летия Торопца Артем Юренков и Дмитрий Данилов.
Несмотря на огромный масштаб и ценность наследия Андрея Митрохина, о жизни самого реставратора мало что известно даже специалистам. До сих пор самой заметной публикацией, ему посвященной, была статья сотрудника Эрмитажа Степана Гамалова-Чураева «Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин» («ресторатор» — старинная форма слова «реставратор»). В ней впервые были обнародованы многие обстоятельства пребывания Митрохина в Эрмитаже. Новейший труд — первое и наиболее подробное исследование, посвященное его жизни и деятельности в целом.
Андрей Филиппович Митрохин родился в городе Торопец, там же учился живописи. После обучения отправился на военную службу, затем попал в Санкт-Петербург, где был назначен стряпчим конюхом. Согласно книге «История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917)» искусствоведа Владимира Левинсона-Лессинга, в 1797 году Митрохин стал придворным лакеем, а в 1801-м был назначен придворным камердинером в Эрмитаж — в качестве человека, занимающегося живописью и «для наблюдения за картинами Эрмитажа и дворцов». Именно здесь Митрохин начал приобщаться к реставрации живописных произведений. Во многом его судьбу определил Франц Иванович Лабенский, который в 1797 году вступил в должность главного хранителя картин эрмитажной галереи. Под его руководством штат реставраторов значительно расширился: например, здесь работали итальянские художники Викентий Бриоски и Франц Бенчини, а также российские мастера. Своего лучшего ученика Лабенский ценил высоко, в одном из писем отзывался о нем так: «...искусным мастером ресторации картин по сей части, доселе из русских художников известен один только Митрохин».
«Нам удалось обнаружить ранее неизвестные факты, которые касаются жизни Андрея Филипповича вне стен Эрмитажа, — рассказывает Лия Окрошидзе. — Это тоже крайне важная, интересная сторона его биографии. Ведь мы изучаем личность, и с ней связана не только работа, но и жизнь — жизнь обычного человека. Именно такие страницы истории удалось обнаружить в архивных документах. Исследования обогащают его биографию, делают ее полноценной. Теперь мы представляем Митрохина не только как реставратора Эрмитажа, но и как уроженца Торопца, солдата, живописца, любящего отца. Несмотря на уже довольно обширный исследованный материал, мы продолжаем изучать биографию Андрея Филипповича. Например, нам очень хочется обнаружить точную дату его рождения, которая до сих пор неизвестна».
Когда картина жизни Митрохина станет наиболее полной, Дмитрий Данилов, Лия Окрошидзе и Артем Юренков планируют начать работу над фильмом, посвященным первому русскому реставратору. Сейчас авторы исследования также занимаются увековечиванием его памяти. Одна из инициатив касается установки памятной доски на петербургском храме Спаса Нерукотворного Образа, где его отпевали, и скульптуры в его родном Торопце. Готовятся несколько статей о жизни Митрохина, а кроме того, идет поиск картин старых мастеров, некогда ему принадлежавших. Среди них, например, были работы Тициана и Никола Пуссена.
Многолетние труды Митрохина привели к созданию собственной школы реставрации — первой в России. Его учениками были студенты Императорской академии художеств, которые привлекались для восстановления «попортившихся картин». Вместе с ними Андрей Митрохин отреставрировал около тысячи произведений живописи. Одним из важнейших достижений школы стало внедрение новых техник механической реставрации и дублирования, в частности перенесения живописи с деревянной основы на холст. При помощи этих методов удалось сохранить многие известные произведения из собрания Эрмитажа, например «Пир у Симона Фарисея» Питера Пауля Рубенса и «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса. Кроме того, Митрохин первым начал использовать осетрово-медовый клей, необходимый для нейтрализации кислоты и укрепления живописных полотен.
В 1845 году Андрей Митрохин был уволен с занимаемой должности по старости лет, но при этом остался реставратором при Эрмитаже сверх штата, тем самым еще ненадолго продлив свое занятие любимым делом.