18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Андрей Митрохин: «Рекомендован вступить в должность исправления картин»

В качестве реставратора Эрмитажа Андрей Митрохин работал над сохранением целого ряда музейных шедевров. В их числе было полотно «Христос и блудница» (после 1532) Лукаса Кранаха Младшего.  Фото: Государственный Эрмитаж
В качестве реставратора Эрмитажа Андрей Митрохин работал над сохранением целого ряда музейных шедевров. В их числе было полотно «Христос и блудница» (после 1532) Лукаса Кранаха Младшего.
Фото: Государственный Эрмитаж
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Обстоятельства жизни и деятельности первого русского реставратора были почти забыты на протяжении полутора столетий. Лишь в последнее время исследователи стали проявлять интерес к фигуре Андрея Филипповича Митрохина — и чем дальше, тем больше

Жизнь и наследие Андрея Митрохина (1766–1845) окажутся в 2024 году предметом повышенного внимания научных и музейных кругов. В частности, 6 и 7 июня, во время Петербургского международного экономического форума, в Государственном Эрмитаже пройдет конференция «История реставрации живописи в Эрмитаже. Памяти А.Ф.Митрохина», а на следующий день здесь откроется посвященная ему выставка. Выбор площадки не случаен: герой выставки 40 лет проработал в Эрмитаже, благодаря ему в музее сохранились многие шедевры мировой живописи.

До недавнего времени фигура Андрея Митрохина не вызывала большого интереса у историков, однако в прошлом году группа исследователей начала работу над его полной биографией. Этот исследовательский проект приурочен к круглой дате: в 2024 году исполняется 950 лет первому летописному упоминанию города Торопца Тверской области, уроженцем которого был реставратор. Предстоящее празднование поддержано президентом, правительство утвердило план мероприятий до 2026 года. Он включает, в частности, реставрацию исторических зданий и памятников, в том числе Корсунско-Богородицкого собора конца XVIII — начала XIX века, установку новых монументов — князю Александру Невскому и патриарху Тихону, а также благоустройство и модернизацию инфраструктуры.

Посмертный портрет Андрея Филипповича Митрохина. Из журнала «Иллюстрация: еженедельное издание всего полезного и изящного». 1846. Фото: Государственный Эрмитаж
Посмертный портрет Андрея Филипповича Митрохина. Из журнала «Иллюстрация: еженедельное издание всего полезного и изящного». 1846.
Фото: Государственный Эрмитаж

Исследование «От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф.Митрохине» основано на многочисленных документах из архивов Санкт-Петербурга и Твери. Его авторы — искусствовед, сотрудник исторического факультета МГУ и галереи Q-ART Gallery Лия Окрошидзе, а также члены оргкомитета по празднованию 950-летия Торопца Артем Юренков и Дмитрий Данилов.

Несмотря на огромный масштаб и ценность наследия Андрея Митрохина, о жизни самого реставратора мало что известно даже специалистам. До сих пор самой заметной публикацией, ему посвященной, была статья сотрудника Эрмитажа Степана Гамалова-Чураева «Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин» («ресторатор» — старинная форма слова «реставратор»). В ней впервые были обнародованы многие обстоятельства пребывания Митрохина в Эрмитаже. Новейший труд — первое и наиболее подробное исследование, посвященное его жизни и деятельности в целом.

Андрей Филиппович Митрохин родился в городе Торопец, там же учился живописи. После обучения отправился на военную службу, затем попал в Санкт-Петербург, где был назначен стряпчим конюхом. Согласно книге «История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917)» искусствоведа Владимира Левинсона-Лессинга, в 1797 году Митрохин стал придворным лакеем, а в 1801-м был назначен придворным камердинером в Эрмитаж — в качестве человека, занимающегося живописью и «для наблюдения за картинами Эрмитажа и дворцов». Именно здесь Митрохин начал приобщаться к реставрации живописных произведений. Во многом его судьбу определил Франц Иванович Лабенский, который в 1797 году вступил в должность главного хранителя картин эрмитажной галереи. Под его руководством штат реставраторов значительно расширился: например, здесь работали итальянские художники Викентий Бриоски и Франц Бенчини, а также российские мастера. Своего лучшего ученика Лабенский ценил высоко, в одном из писем отзывался о нем так: «...искусным мастером ресторации картин по сей части, доселе из русских художников известен один только Митрохин».

В числе полотен, над сохранением которых в качестве реставратора Эрмитажа работал  Андрей Митрохин, был «Поцелуй украдкой» (1781) Жана Оноре Фрагонара.  Фото: Государственный Эрмитаж
В числе полотен, над сохранением которых в качестве реставратора Эрмитажа работал Андрей Митрохин, был «Поцелуй украдкой» (1781) Жана Оноре Фрагонара.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Нам удалось обнаружить ранее неизвестные факты, которые касаются жизни Андрея Филипповича вне стен Эрмитажа, — рассказывает Лия Окрошидзе. — Это тоже крайне важная, интересная сторона его биографии. Ведь мы изучаем личность, и с ней связана не только работа, но и жизнь — жизнь обычного человека. Именно такие страницы истории удалось обнаружить в архивных документах. Исследования обогащают его биографию, делают ее полноценной. Теперь мы представляем Митрохина не только как реставратора Эрмитажа, но и как уроженца Торопца, солдата, живописца, любящего отца. Несмотря на уже довольно обширный исследованный материал, мы продолжаем изучать биографию Андрея Филипповича. Например, нам очень хочется обнаружить точную дату его рождения, которая до сих пор неизвестна».

Когда картина жизни Митрохина станет наиболее полной, Дмитрий Данилов, Лия Окрошидзе и Артем Юренков планируют начать работу над фильмом, посвященным первому русскому реставратору. Сейчас авторы исследования также занимаются увековечиванием его памяти. Одна из инициатив касается установки памятной доски на петербургском храме Спаса Неруко­творного Образа, где его отпевали, и скульптуры в его родном Торопце. Готовятся несколько статей о жизни Митрохина, а кроме того, идет поиск картин старых мастеров, некогда ему принадлежавших. Среди них, например, были работы Тициана и Никола Пуссена.

На петербургской церкви Спаса Нерукотворного Образа, где отпевали Андрея Митрохина, планируется установить мемориальную табличку в память о нем.  Фото:  Александр Алексеев/Фотобанк Лори
На петербургской церкви Спаса Нерукотворного Образа, где отпевали Андрея Митрохина, планируется установить мемориальную табличку в память о нем.
Фото: Александр Алексеев/Фотобанк Лори

Многолетние труды Митрохина привели к созданию собственной школы реставрации — первой в России. Его учениками были студенты Императорской академии художеств, которые привлекались для восстановления «попортившихся картин». Вместе с ними Андрей Митрохин отреставрировал около тысячи произведений живописи. Одним из важнейших достижений школы стало внедрение новых техник механической реставрации и дублирования, в частности перенесения живописи с деревянной основы на холст. При помощи этих методов удалось сохранить многие известные произведения из собрания Эрмитажа, например «Пир у Симона Фарисея» Питера Пауля Рубенса и «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса. Кроме того, Митрохин первым начал использовать осетрово-медовый клей, необходимый для нейтрализации кислоты и укрепления живописных полотен.

В 1845 году Андрей Митрохин был уволен с занимаемой должности по старости лет, но при этом остался реставратором при Эрмитаже сверх штата, тем самым еще ненадолго продлив свое занятие любимым делом. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+