18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метамодернистская апология труда

Маргарита Симонова. «Ткачихи». 2023 Фото: фестиваль «Время, вперед!»
Маргарита Симонова. «Ткачихи». 2023
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

Шестой сезон фестиваля художников и скульпторов «Время, вперед!» набирает обороты. Мы разбираемся в причинах, по которым тема труда в искусстве вновь обретает актуальность

Давайте вспомним о роли личности в истории вообще и истории искусства в частности, задумаемся о том, как эстетические представления мецената, его бизнес-планы и связанные с ними проблемы (скажем, состояние государства или нехватка квалифицированного персонала на производстве) влияют на культуру. Промышленник и меценат Савва Мамонтов в не самые хлебные для России годы умудрялся одновременно заниматься железнодорожным строительством, индустриальными и добывающими проектами государственного масштаба и при этом уделять немало времени и сил Абрамцевскому художественному кружку, театру, архитектуре, издательской деятельности. Чем он только не занимался! Но в результате мы имеем и железные дороги, и Врубеля, и Мурманск, и «Мир искусства».

Есть разные точки зрения на вопрос, что чему предшествует и воспоследует: экономическая формация обретает ли отражение в искусстве или, наоборот, ушедшее в отрыв, в будущее искусство транслирует образы и смыслы в развивающуюся экономику. Мамонтовский павильон «Крайний Север» на нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, привлекавший внимание государства и общественности к освоению северных территорий, предшествовал Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на военных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» 1910–1915 годов и основанию Мурманска.

Константин Коровин. «Ловля рыбы в Мурманском море». 1896. Фото: Третьяковская галерея
Константин Коровин. «Ловля рыбы в Мурманском море». 1896.
Фото: Третьяковская галерея

Оформил мамонтовский павильон Константин Коровин из Абрамцевского кружка. Эскизы для панно «Лов рыбы», «Охота на моржей» и других подобных художник сделал во время совместной с Валентином Серовым поездки по северным территориям, организованной и оплаченной, разумеется, Мамонтовым.

На дворе модерн, общество в поисках самоидентификации, актуальный художник на службе мыслящего в категориях государственного блага и процветания просвещенного капиталиста — хороший пример культурной политики своего времени. Примерно так это работает и сейчас, аналогия напрашивается. Как будто бы и не было целого столетия социальных экспериментов, социальных и художественных революций, контрреволюций, техногенных катастроф, как будто все заново.

Конец постмодерну

В 2018 году промышленник и общественный деятель, совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин обратился к ректору МГАХИ им. В.И.Сурикова, народному художнику России Анатолию Любавину с идеей фестиваля «Время, вперед!», который вернет в современное искусство тему созидательного труда, начнет серьезный разговор об общественных ценностях. Внимание к вопросам культуры современного государственно мыслящего предпринимателя и мецената Константин Бабкин объясняет так: «Наше поколение еще застало фантастов, которые рисовали образ будущего, покорение планет, развитие человечества, установление справедливого общества — казалось, через это можно построить тот мир, в котором хочется жить. И мне, тогда еще школьнику, хотелось заниматься этим, быть вовлеченным в технический прогресс. А в 1990-е технический прогресс потерял свою притягательность. „Буран“ слетал один раз и оказался не нужен. „Энергия“, выводящая на орбиту 100 т, тоже не пригодилась — зачем так много? А до того случился Чернобыль…

Организаторы фестиваля «Время, вперед!» на выставке «Искусство труда» в Новой Третьяковке. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Организаторы фестиваля «Время, вперед!» на выставке «Искусство труда» в Новой Третьяковке.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

И фантастика, и вся та культура, через которую в том числе я был вовлечен в созидание, в желание заниматься наукой, физикой, — все это исчезло. Целое поколение оказалось выброшено из науки, ушло в бизнес, в какие-то другие области. Искусство соответствовало времени, его состояние иллюстрировало тяжелый кризис нашего общества. Художники, философы провозглашали, что прогресс больше не интересен. Началась эпоха постмодерна — высмеять, деморализовать, разрушить стереотипы — время разочарования, иронии, цитирования, искусства, ведущего в никуда. Состояние постмодерна для меня — это эпоха, когда технический прогресс утратил свою притягательность».

По признанию Константина Бабкина, большое впечатление произвела на него книга «Метамодерн в музыке и вокруг нее» петербургского композитора Настасьи Хрущевой. Идеи «новой искренности», «новой простоты» и ясности искусства метамодернизма, идущего на смену запутавшемуся в собственных играх постмодернизму, оказались созвучны новому времени. Он подчеркивает, что пандемия, военные конфликты, разрыв экономических связей демонстрируют несостоятельность утопии мира без границ и необходимость поиска путей развития с опорой на внутренние резервы.

Согласно принятой в СССР концепции «социального заказа» художникам вменялось в обязанность воспевать созидательный труд, светлое будущее, предоставлять юношеству пластически убедительные и вдохновляющие примеры для подражания, пользуясь проверенным методом соцреализма.

Анатолий Крылов. «Камские просторы» (триптих). 2024. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Анатолий Крылов. «Камские просторы» (триптих). 2024.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

«Конечно, соцреализм приукрашивал действительность. Наверное, рабочие не такие красивые, как на картинах Дейнеки. Но это искусство сопровождалось индустриализацией, огромными свершениями в экономике, в технологии, в науке, победой в страшной войне. Думаю, искусство опережало, воодушевляло, словно бы говоря: „Ребята, смотрите вперед, там все должно быть красиво. Пусть сегодня это не так, но если посмотреть с вот этого ракурса, чуть света поддать…“ И это работало, двигало страну вперед.

Мы на заводе „Ростсельмаш“ делаем комбайны, занимаемся производством. Я вижу, как меняется отношение к жизни. У молодых людей появилось желание созидать и трудиться, молодежь идет на завод. Мне интересно осмыслить перемены, понять, какое будущее нас ждет. Это важно в том числе и с экономической точки зрения: для того чтобы вкладывать деньги, инвестировать на многие годы вперед, надо понимать, куда движется общество, чего мы все хотим».

Такой практичный подход, в основе которого лежит вера в будущее страны, надежда на новый виток развития и технологический прогресс, позволил идеологу культурного проекта сформулировать идею нового «социального заказа».

Екатерина Бровкина. «Просвет». 2024. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Екатерина Бровкина. «Просвет». 2024.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

«Мы поставили задачу так: давайте сделаем искусство, которое воодушевляет, рисует труд в позитивном ключе. Ни в телевизоре, ни в кино, ни в газетах этого нет. В культуре доминирует образ столетней давности: „сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют“. А это уже не так! На заводе сегодня светло, чисто, уютно, а завтра будет еще лучше. Мы сказали художникам: „Давайте, нарисуйте нам новый, современный образ труда“. Так появился фестиваль „Время вперед!“.

И вот 15 преподавателей и студентов института поехали на завод „Ростсельмаш“ и в результате сделали прекрасную выставку академической живописи на тему труда. Это всем понравилось, другие заводы стали приглашать к себе участников фестиваля. Проект расширяется, уже сотни, если не тысячи художников участвуют в нашем движении, больше 50 заводов по всей России в списке наших партнеров», — рассказывает Константин Бабкин.

Всё из труда

На участие в фестивале «Время, вперед!» в 2023 году было подано 1,5 тыс. заявок. Сколько новых Коровиных и Серовых среди 170 художников выставки «Искусство труда»? В ожидании кумулятивного эффекта перехода количества в качество некоторые живописцы и скульпторы по инерции обращаются к традиции, к золотому веку искусства и промышленности. А золотой век темы труда — тот самый социалистический реализм прошлого века — несправедливо отвергнутая, но сохранившая силу изобразительная традиция, которую создатели и участники фестиваля наполняют новым смыслом и актуальным звучанием.

Евгения Михайлова, София Орловская. «Супрематический натюрморт на тему труда». 2022. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Евгения Михайлова, София Орловская. «Супрематический натюрморт на тему труда». 2022.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

«Мне близок русский реализм, соцреализм, „суровый стиль“. В моей личной коллекции есть десяток работ Виктора Попкова», - личность и вкус идеолога и мецената влияют на эстетику всего культурного проекта, но художественные работы на выставку отбирает жюри фестиваля. Современность требует актуального исполнения, художники вольны сколько угодно экспериментировать с формой и цветом, раскрывая тему труда по-своему.

«Чтобы инвестировать в будущее, чтобы молодежь стремилась к знанию, чтобы шла учиться на инженеров, физиков, на конструкторов коробок передач или контролеров для нашей техники, чтобы на много лет вперед люди планировали учебу и карьеру, связывали судьбу со своей страной, мы должны нарисовать и запроектировать, куда идем, предъявить образ будущего и наши культурные ориентиры. Наступила новая эпоха, Россия снова может развиваться. Компьютеризация, информатизация, большие данные, новые технологии коммуникации. Теперь снова можно исследовать планеты — пусть дронами вместо человека. Мы опять можем идти по пути прогресса. Это отражается в том числе на „Ростсельмаше“. Производство расширяется, завод каждый год выпускает новые модели, растет и эволюционирует. Я хочу верить в то, что эпоха постмодерна и разочарования ушла и наступает эпоха оптимизма. Хочется, чтобы эта перемена выражалась в искусстве», — рассказывает Константин Бабкин в кулуарах Московского экономического форума. Это еще один общественно значимый проект, инициатором и активным участником которого он является.

В этом году МЭФ прошел под девизом «Экономика. Культура. Новые ориентиры» и дискуссионную программу дополнила передвижная экспозиция избранных работ с выставки «Искусство труда». Показанная ранее в залах Союза художников России в Новой Третьяковке, она иллюстрирует то, как культурная политика может влиять на общественное мнение и процветание России.

Традиционная выставка «Искусство труда» состоится в конце шестого сезона фестиваля в залах Союза художников России в Новой Третьяковке. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Традиционная выставка «Искусство труда» состоится в конце шестого сезона фестиваля в залах Союза художников России в Новой Третьяковке.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

До 31 августа продолжается прием заявок на участие в шестом сезоне Всероссийского фестиваля «Время, вперед!». Тема нового культурного проекта, в котором могут поучаствовать профессиональные художники и любители со всей России, — «Созидательный труд». Победителей в четырех номинациях: «Живопись», «Графика», «Скульптура и декоративно-прикладное искусство», «Инсталляция» — ожидают денежные призы и участие в ставшей уже традиционной выставке «Искусство труда» в залах Союза художников России в Новой Третьяковке.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+