18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московские реликвии в Кремле — подлинные и фальшивые

Серебряная чарка, якобы изготовленная Петром I. Об этом сообщает гравированная надпись, однако эпиграфические ошибки выдают в ней руку неизвестного мастера XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряная чарка, якобы изготовленная Петром I. Об этом сообщает гравированная надпись, однако эпиграфические ошибки выдают в ней руку неизвестного мастера XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Музеях Московского Кремля идет выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Целый раздел экспозиции занимают подделки — но никакой сенсации здесь нет, так было задумано

Знаменитый московский коллекционер Павел Карабанов (1767–1851) из 84 лет своей жизни по меньшей мере 50 посвятил собиранию российских древностей для домашнего музея, который вошел в историю под названием «Русский музей П.Ф.Карабанова». Любимых жанров или видов искусства у коллекционера не было, Павел Федорович собирал любые предметы русской старины во всем ее многообразии. Исторические реликвии вроде посуды, принадлежавшей (по преданию) венценосным особам, соседствовали с утварью попроще, порой кустарного производства, редкие портретные гравюры — с тиражным лубком, уникальные монеты и медали — с серийными. Историк и публицист Михаил Погодин рассказывал, что потратил на «беглый осмотр» карабановского музея три часа, настолько богатым было его собрание.

Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Основой коллекции стали семейные реликвии, а источником ее пополнения — аукционы, магазины и меняльные лавки. «В числе прочего Павел Федорович приобрел там немало поддельных предметов», — делится автор концепции и куратор выставки Елена Исаева.

Распространенным явлением была доработка произведений, когда оригинальные предметы дополнялись более поздними элементами: надписями, геральдическими символами, вензелями, призванными придать им историческую значимость. К таким предметам относится, например, серебряная кружка со сценой помолвки царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. «На кружке имеются клейма немецкого мастера Клауса Зюльсена II 1660-х годов, — рассказывает Елена Исаева, — однако композиция повторяет гравюру Антонио Дзукки (1726–1795), перегравированную неизвестным мастером в 1780-х годах. Этот факт заставляет предположить, что оригинальную кружку XVII века позднее доработали с целью придания ей исторической значимости».

Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Подвеска из медвежьего когтя, окаймленного серебром и золотом, с драгоценными и поделочными камнями принадлежала легендарному князю Якову Кудеярову. Но это не так. Опять подвела надпись с эпиграфическими ошибками. Это XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряный наперсный крест с лазуритом изготовлен в первой половине XIX в., но притворяется как минимум на 200 лет более древним.  Фото: Музеи Московского Кремля
Слева — серебряная чарка из Новгорода, XVII в. Справа — достоверно выполненная копия, предположительно XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г.
Фото: Музеи Московского Кремля
Подвеска из медвежьего когтя, окаймленного серебром и золотом, с драгоценными и поделочными камнями принадлежала легендарному князю Якову Кудеярову. Но это не так. Опять подвела надпись с эпиграфическими ошибками. Это XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряный наперсный крест с лазуритом изготовлен в первой половине XIX в., но притворяется как минимум на 200 лет более древним.
Фото: Музеи Московского Кремля
Слева — серебряная чарка из Новгорода, XVII в. Справа — достоверно выполненная копия, предположительно XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г.
Фото: Музеи Московского Кремля

В XVIII — первой трети XIX века уровень экспертизы серьезно уступал нынешнему, поэтому многие подделки были разоблачены уже позднейшими исследователями. Однако не исключено, что Карабанов осознанно покупал заведомую имитацию. «Среди произведений, отнесенных впоследствии к подделкам, могли оказаться также имитации и реплики древних предметов, созданные ювелирами XVIII–XIX веков, возможно, по заказу самого Павла Федоровича, — предполагает куратор. — Коллекционеры зачастую были заказчиками подобных произведений. Возможно, Карабанов понимал, какой это будет представлять интерес в будущие времена».

Музеи Московского Кремля
«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+