18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Панорамный режим включен: выставка Франца Рубо в Нижнем Новгороде

Франц Рубо. «Всадники». 1903.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Франц Рубо. «Всадники». 1903.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

При крещении он получил имя Франсуа Иван, в Германии его называли Францем, в России — Францем Алексеевичем. Он родился в семье французского книготорговца в Одессе, там же учился рисунку, затем живописи — в Мюнхене

О себе Франц Рубо (1856–1928) так писал в 1901 году: «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни. По всем этим признакам меня следует считать русским художником». И действительно, его карьера состоялась в России благодаря поддержке, которую оказал 26-летнему художнику Александр III. Случилось это в 1882 году, вскоре после дебюта Рубо на выставке в Санкт-Петербурге с картиной «Атака запорожцев в степи». Император, неравнодушный к батальному жанру, выделил средства для путешествий по Украине, Кавказу и Средней Азии, во время которых Франц Рубо создал множество эскизов. В 1886 году художник получил первый большой заказ от правительства — написать 19 картин для Военно-исторического музея в Тифлисе, отражающих ключевые эпизоды войн на Кавказе, а также войн России с Турцией и Ираном и походы в Среднюю Азию.

Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Громкая слава к художнику придет в 1890-м, после создания эффектной панорамы «Штурм аула Ахульго». Ее первый показ прошел в Мюнхене, затем она отправилась в Париж (Рубо получил за создание панорамы орден Почетного легиона), а премьера в России состоялась на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году в специально построенном для нее павильоне.

Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В основу нынешней выставки в Нижегородском государственном художественном музее легли экспонаты из коллекции Музея-панорамы «Бородинская битва». Пожалуй, самый интересный раздел посвящен как раз гастролям «Штурма аула Ахульго» в Нижнем Новгороде. Его центральные экспонаты — картины «Кавказская разведка», «Схватка русских с горцами» (эскиз к панораме).

Франц Рубо. «Кавказская разведка».  Фото: Музей-панорама «Бородинская битва»
Франц Рубо. «Кавказская разведка».
Фото: Музей-панорама «Бородинская битва»

Здесь же представлено полотно «Всадники» (1903) из собственного собрания нижегородского музея.

Нижегородский государственный художественный музей
«Картины для всеобщего обозрения»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+