О себе Франц Рубо (1856–1928) так писал в 1901 году: «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни. По всем этим признакам меня следует считать русским художником». И действительно, его карьера состоялась в России благодаря поддержке, которую оказал 26-летнему художнику Александр III. Случилось это в 1882 году, вскоре после дебюта Рубо на выставке в Санкт-Петербурге с картиной «Атака запорожцев в степи». Император, неравнодушный к батальному жанру, выделил средства для путешествий по Украине, Кавказу и Средней Азии, во время которых Франц Рубо создал множество эскизов. В 1886 году художник получил первый большой заказ от правительства — написать 19 картин для Военно-исторического музея в Тифлисе, отражающих ключевые эпизоды войн на Кавказе, а также войн России с Турцией и Ираном и походы в Среднюю Азию.
Громкая слава к художнику придет в 1890-м, после создания эффектной панорамы «Штурм аула Ахульго». Ее первый показ прошел в Мюнхене, затем она отправилась в Париж (Рубо получил за создание панорамы орден Почетного легиона), а премьера в России состоялась на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году в специально построенном для нее павильоне.
В основу нынешней выставки в Нижегородском государственном художественном музее легли экспонаты из коллекции Музея-панорамы «Бородинская битва». Пожалуй, самый интересный раздел посвящен как раз гастролям «Штурма аула Ахульго» в Нижнем Новгороде. Его центральные экспонаты — картины «Кавказская разведка», «Схватка русских с горцами» (эскиз к панораме).
Здесь же представлено полотно «Всадники» (1903) из собственного собрания нижегородского музея.
Нижегородский государственный художественный музей
«Картины для всеобщего обозрения»
До 16 июня