18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина проводит весну в мире сновидений

На выставке «Границы сновидений» дуэт «Провмыза» играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе «Отчаяние» (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
На выставке «Границы сновидений» дуэт «Провмыза» играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе «Отчаяние» (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Выставка «Границы сновидений» во Владикавказе приглашает зрителей в путешествие по миру грез вместе с героями современных художников. Каждому обещана возможность «преодолеть сонное оцепенение, чувство обреченности и бездействие»

В последний год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина взяли курс на активное подбадривание унаследованных от Государственного центра современного искусства филиалов, разбросанных по всей стране. Должность директора по региональному развитию в начале апреля вместо великой и всеми уважаемой Анны Гор, стоявшей у истоков ГЦСИ, заняла более юная Диана Краузе, которой теперь предстоит налетывать сотни и тысячи километров по регионам, пытаясь связать эту сеть в единое и пульсирующее целое. Одна из главных проблем — с постоянными выставочными площадками, но она уже начинает решаться. Так, осенью возникла ясность со зданием для Сибирского филиала в Томске. А 12 марта, как сообщила нам глава Северо-Кавказского филиала Галина Тебиева, вышло распоряжение правительства Республики Северная Осетия — Алания о предоставлении в безвозмездное пользование Пушкинскому музею здания для размещения в нем филиала. Сейчас идет процесс передачи здания, впереди — проектные и ремонтные работы.

На выставке «Границы сновидений» представлена работа иранского художника Хомаюна Аскари Сиризи «Чтение Борхеса во Владикавказе» (2015). Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
На выставке «Границы сновидений» представлена работа иранского художника Хомаюна Аскари Сиризи «Чтение Борхеса во Владикавказе» (2015).
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Интересно, как Северо-Кавказский филиал развернется в будущем. Но пока что он продолжает занимать арендованную площадку во Владикавказе и показывать там проекты, размер которых определяет метраж этой площади.

На выставке «Границы сновидений» собрали произведения, прибывшие из коллекции искусства новых медиа ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также работы авторов из Дагестана, Северной Осетии и Чечни.

Зарубек Цугаев. «Внутренний манифест». 2017.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Зарубек Цугаев. «Внутренний манифест». 2017.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это вторая выставка в рамках программы «Медиаокна», которая была создана отделом кино- и медиаискусства совместно с филиалами. Одна из целей программы — сделать коллекцию искусства новых медиа Пушкинского доступной зрителям по всей стране. Первая ее выставка под названием «Ложное пробуждение» прошла в минувшем году в Балтийском филиале в Калининграде, она также была посвящена сновидениям.

Во владикавказском проекте зритель вместе с героями художников «оказывается в движении, самостоятельно прокладывая дорогу через воспоминания, преодолевая сонное оцепенение, забвение, чувство обреченности и бездействие», — так рассказывают о выставке представители кураторской группы, которая весьма обширна (Лилия Галазова, Мария Кузьмина, Маргарита Маслова, Алина Стуликова, Галина Тебиева).

На медиа выставке «Границы сновидений» представлены фотографические работы североосетинских художников – Анны Кабисовой и Евгения Иванова. Работы из серии «Верую во Единого» (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары — древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную пленку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
На медиа выставке «Границы сновидений» представлены фотографические работы североосетинских художников – Анны Кабисовой и Евгения Иванова. Работы из серии «Верую во Единого» (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары — древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную пленку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Герои держат путь по кромке горных хребтов мимо дзуаров — святилищ, застывают над водоемами, мимикрируют под окружающий мир. «Этот маршрут среди ирреальных ландшафтов — одновременно испытание и поиск себя, путешествие к себе, — комментирует Лилия Галазова. — Сновидческий путь героев произведений становится повествованием, соединяющим приключенческий роман, историю рода, молитву, предсказание. Время здесь порой течет нелинейно, убыстряется и замедляется, закручивается в спираль и возвращается к истоку».  

Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Границы сновидений»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+