18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского». Фото: Не Галерея
Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского».
Фото: Не Галерея
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Есть ли современное искусство в Орле? И если есть, то нужно ли оно кому-то в самом городе и за его пределами? Выставка в «Фабрике» — интересный результат экспедиции куратора Ирины Семкиной в Орел — город, почти не освоенный современным искусством

Выставка «Орловский авангард», для которой свои залы предоставил Центр творческих индустрий «Фабрика», завершает собой большое исследование, проведенное в Орле куратором Ириной Сёмкиной. Она решила экспериментально ответить на вопрос, «есть ли место современному искусству в музее». В Москве будет показана тотальная инсталляция из работ художников, которые были обнаружены в ходе исследования. Ее дополняет документальный архив по изучению художественной среды, собранный куратором.

Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» - вышивка по текстилю.  Фото: Не Галерея
Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» - вышивка по текстилю.
Фото: Не Галерея

Орел был выбран как пример города, никак не освоенного современным искусством — как минимум с первого взгляда. Ирина Сёмкина организовала там временную площадку под названием «НеГалерея», пригласила художников «не реалистического» направления и провела ряд выставок. Она работала абсолютно со всеми, используя традиционные музейные методы, и параллельно читала лекции для зрителей, проводила опросы, а также пыталась коммуницировать с художественными институциями традиционного направления.

По результатам этой работы можно написать социальный роман, в котором будут и реакция местного Союза художников на появление «конкурентов», и нежелание актуальных художников, в свое время вырвавшихся из Орла, ассоциироваться с этим городом, и, наконец, отношение зрителей, оказавшихся самыми что ни на есть благодарными.

Они, по результатам опроса, готовы поддержать создание в городе музея современного искусства — даже те, кто ставил галочку в клетке «современное искусство — пока не мое». За четыре месяца работы «НеГалереи» через нее прошло 3 тыс. человек, а самым востребованным направлением было образовательное — лекции, посвященные авангардному искусству ХХ века.

На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая. Фото: Не Галерея
На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.
Фото: Не Галерея

Из 25 художников, с которыми Сёмкина работала в Орле, на московской выставке покажут полтора десятка. «Работы демонстрируют огромное различие в техниках, — рассказывает куратор, — и даже выбор медиумов нередко оказывается результатом взаимодействия актуальных художников с местным „музейным“ контекстом. Кто-то работает с керамикой, чтобы избежать конфронтации с „традиционной живописью“. Кто-то уходит в текстиль, кто-то делает огромные инсталляции из картона». На выставке будет саунд-арт и видео-арт, а еще много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.

Смогут ли они — и другие современные художники из Орла — еще когда-нибудь увидеть свои работы на больших музейных выставках или им место сугубо в андерграунде? «Мы никак не перешагнем этот порог лояльности к актуальному, мы заложники застывших стереотипов восприятия современного искусства», — к такому выводу приходит Ирина Сёмкина по итогам эксперимента. Вывод невеселый, соглашаться с ним или нет — на этот вопрос сразу и не ответишь, но «Орловский авангард» по крайней мере дает посетителям интересную почву для размышлений.

В параллельной программе выставки пройдут дискуссии о формате кураторских экспедиций как способе изучения регионального художественного ресурса, о роли куратора «в стерильном художественном ландшафте» и о формировании аудитории современного искусства.  

Центр творческих индустрий «Фабрика»
«Орловский авангард»
17 мая – 30 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+