18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мировой музейный рейтинг 2023: музеи вернулись к нормальной жизни после пандемии

Черепок глиняного сосуда с изображением гимнастки (Древний Египет, XIII–XI вв. до н.э.) в Египетском музее. Турин, Италия.  Фото: The Museo Egizio
Черепок глиняного сосуда с изображением гимнастки (Древний Египет, XIII–XI вв. до н.э.) в Египетском музее. Турин, Италия.
Фото: The Museo Egizio
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Большинство ведущих художественных музеев мира достигло прежних, допандемийных показателей посещаемости, говорит исследование The Art Newspaper. Хотя есть и исключения

Каждый год, с тех пор как из-за пандемии художественные музеи по всему миру пережили локдаун, мы задаемся одним и тем же вопросом: когда же посещаемость наконец восстановится? Или потрясения, вызванные COVID-19, навсегда изменили музеи, их подход к работе и целевую аудиторию? В этом году можно с уверенностью ответить: все вернулось на круги своя. Ну, в целом.

Собранные The Art Newspaper данные показывают, что в 2023 году многие из крупнейших музеев мира достигли показателей, очень близких к 2019 году — периоду расцвета, который предшествовал резкому ковидному спаду.

Национальный музей Прадо. Мадрид, Испания.  Фото: Museo Nacional del Prado
Национальный музей Прадо. Мадрид, Испания.
Фото: Museo Nacional del Prado

Некоторые музеи подошли к прежним цифрам почти вплотную, а это говорит о том, что все снова упирается в их естественную пропускную способность. Например, Рейкс­музеум в Амстердаме отчитался о более чем 2,7 млн посетителей в 2023 году, аналогично 2019-му, чему немало способствовала выставка-блокбастер Яна Вермеера, на которую выстроились огромные очереди. Вилла Гетти в Лос-Анджелесе и Национальный музей Шотландии также вернулись к прежнему уровню посещаемости. Многие «музеи-отличники» не отстают: их данные за 2023 год колеблются в пределах 10% в обе стороны от показателей 2019 года. Среди них — Музеи Ватикана (–2%), Музей Брод в Лос-Анджелесе (–2%), Прадо в Мадриде (–5%), Национальная художественная галерея в Вашингтоне (–6%), Британский музей в Лондоне (–7%), Лувр в Париже (–8%).

Некоторые музеи смогли привлечь публику благодаря новым залам и пространствам. Например, Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее в 2022 году обзавелась новым крылом. В 2023 году музей посетило свыше 1,9 млн человек, что на 51% больше, чем в 2019-м. Лувр — Абу-Даби, начавший работу в 2017 году, возможно, так и не успел в полной мере раскрыть свой потенциал до пандемии: в 2023-м его посетило почти 1,3 млн человек, что на 28% больше, чем в 2019 году.

В общей сложности в 2023 году 100 лучших музеев из нашего рейтинга приняли 175 млн человек, что в сумме больше, чем в предыдущем году (141 млн), но все еще меньше 230 млн — показателя 2019 года.

Африканская скульптура в главном зале Лувра – Абу- Даби. Абу-Даби, ОАЭ.  Фото: Marc Domage/Louvre Abu Dhabi
Африканская скульптура в главном зале Лувра – Абу- Даби. Абу-Даби, ОАЭ.
Фото: Marc Domage/Louvre Abu Dhabi

«Троечники» и «хорошисты»

Однако не у всех дела идут так хорошо. Некоторые музеи по-прежнему не могут оправиться от пандемии и других потрясений. Иногда причина вполне очевидна.

Так, посещаемость Музеев Московского Кремля снизилась на 67% по сравнению с 2019 годом, а Музея современного искусства «Гараж» — на 65%, что явно вызвано событиями на Украине и связанным с этим обвалом въездного туризма в России.

Однако у других отстающих вроде бы не такая фатальная ситуация. Тейт Бритен и Тейт в Ливерпуле потеряли 40% посетителей, так как первый музей частично закрывался на реконструкцию, а второй в принципе закрыт с октября. В среднем посещаемость десяти лучших музеев Великобритании по сравнению с 2019 годом снизилась на 13%. В прошлом году некоторые лондонские музеи объясняли такое проседание недостатком туристов, однако, судя по данным Visit Britain, за первые девять месяцев 2023 года число гостей из-за рубежа по сравнению с 2019 годом сократилось всего на 7%.

Национальная галерея на Трафальгарской площади во время рождественской ярмарки. Лондон, Англия, Соединенное Королевство, Европа.  2023.  Фото: Frank Fell/IMAGO/robertharding/TASS
Национальная галерея на Трафальгарской площади во время рождественской ярмарки. Лондон, Англия, Соединенное Королевство, Европа. 2023.
Фото: Frank Fell/IMAGO/robertharding/TASS

Как и в прошлогоднем рейтинге, Национальная галерея в Лондоне — музей, который больше всего отстает по посещаемости в сравнении с 2019 годом. В 2023-м она недосчиталась 2,9 млн посетителей по сравнению с 2019-м, то есть их стало на 48% меньше (показатель упал с 6 млн до 3,1 млн). В прошлом году галерея списывала неудачи на туристический кризис, разразившийся в Лондоне после Brexit, в этом — на то, что крыло Сейнсбери с августа 2022 года поэтапно закрывается на реконструкцию, в результате фасад здания на Трафальгарской площади даже не видно за строительными заборами и лесами. Музею также пришлось усилить меры безопасности после нескольких покушений на картины, совершенных климатическими активистами. В текущем году намечено празднование 200-летия Национальной галереи; полноценное открытие музея после реновации планируется на 2025 год.

Двери Национальной портретной галереи по эскизу Трейси Эмин. Лондон, Великобритания.  Фото: National Portrait Gallery
Двери Национальной портретной галереи по эскизу Трейси Эмин. Лондон, Великобритания.
Фото: National Portrait Gallery

А может быть, публику у Национальной галереи переманивают соседи? Расположенная неподалеку Национальная портретная галерея вообще не ощутила ковидных перепадов: музей и так планировал закрыться на реконструкцию в 2020 году, поэтому просто решил не открываться после первого в Великобритании локдауна. Новые двери авторства художницы Трейси Эмин распахнулись для публики в июне 2023-го. За остаток года музей посетило около 1,2 млн человек — на 29% больше, чем за тот же период 2019 года, а в первый месяц после открытия зафиксирован рекорд — 263 тыс. гостей.

Еще одним успешным открытием в Лондоне стал Young V&A, бывший Музей детства. С июля по декабрь его посетило 405 тыс. человек, а в дни школьных каникул образовались часовые очереди. Это в два с лишним раза больше, чем за тот же период 2019 года.

Занятие в Young V&A (бывшем Музее детства) ведет актриса Эмма Томпсон. Лондон, Великобритания.  Фото: James Watkins - Puffin/Victoria and Albert Museum
Занятие в Young V&A (бывшем Музее детства) ведет актриса Эмма Томпсон. Лондон, Великобритания.
Фото: James Watkins - Puffin/Victoria and Albert Museum

Met вернулся в строй

В прошлогоднем отчете нью-йоркский Метрополитен-музей потеснила с привычного места самого посещаемого музея США вашингтонская Национальная художественная галерея. В 2023 году Met реабилитировался: число его посетителей выросло на 67% — до почти 5,4 млн, превысив показатель галереи — 3,8 млн. По факту Метрополитен получил на 10% больше посетителей, чем в 2019 году (после пересмотра методики подсчета).

Что касается других точек притяжения в Нью-Йорке, то в Музей современного искусства в течение года зашло свыше 2,8 млн человек, что на 2% больше, чем в 2018 году, который стал последним полноценным годом работы институции до пандемии (в 2019 году MoMA закрывался на полгода на реконструкцию). Музей Гуггенхайма отчитался о 861 тыс. визитов; сейчас он принимает меньше зрителей в год, чем его филиал в Бильбао (1,3 млн), но все же больше, чем значительно более компактный музей — Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции (379 тыс.). Последний из четверки главных нью-йоркских музеев, Музей американского искусства Уитни, посетило 768 тыс. человек, что на 26% меньше, чем в 2019 году.

Выставка Института костюма Метрополитен-музея «Женщины, одевающие женщин» в Нью-Йорке. 2023.  Фото: The MET
Выставка Института костюма Метрополитен-музея «Женщины, одевающие женщин» в Нью-Йорке. 2023.
Фото: The MET

Лос-Анджелес укрепляет свои позиции в качестве одного из главных в США городов искусств. Центр Гетти и Библиотека, художественная галерея и ботанические сады Хантингтона приняли по более чем 1 млн человек. Художественный музей округа Лос-Анджелес и Музей Брод немного не добрали до семизначной цифры — 902 тыс. и 896 тыс. посетителей соответственно. Брод вообще провел самую успешную выставку в своей истории: ретроспективу Кита Харинга увидело 171 тыс. человек.

Парижская весна

Лувр вновь возглавил рейтинг (почти 8,9 млн посетителей), и многие музеи в Париже сейчас могут похвастаться своими успехами. В 2023 году число посетителей Фонда Louis Vuitton выросло почти до 1,6 млн человек, побив рекорд 2017 года, когда этот показатель равнялся 1,4 млн человек, что произошло благодаря выставке работ из коллекции Сергея Щукина. В 2023 году толпы собирали выставки Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баскиа. Музей Орсе также показал неплохой результат — почти 3,9 млн посетителей, что на 6% больше, чем в 2019 году. А вот посещаемость Центра Помпиду просела на 13% по сравнению с предыдущим годом, составив чуть более 2,6 млн (против 3 млн в 2022 году), и это на 20% меньше доковидного показателя.

В Германии грандиозный Форум Гумбольдта, открывшийся три года назад, уверенно набирает обороты. В 2023 году там побывало 1,7 млн человек, что делает его самым посещаемым художественным музеем страны.

Мэппинг на фасаде художественного музея Атенеум. Хельсинки, Финляндия.  Фото: EPA/KIMMO BRANDT/TASS
Мэппинг на фасаде художественного музея Атенеум. Хельсинки, Финляндия.
Фото: EPA/KIMMO BRANDT/TASS

В Италии в самые популярные музеи вновь повалила публика, и некоторые из них сообщают о рекордной посещаемости. Во Флоренции в Галерее Уффици побывало 2,7 млн человек, что на 15% больше, чем в 2019 году, а в Галерее Академии побит рекорд 2018 года (1,7 млн): за 2023 год здесь зафиксировали свыше 2 млн визитов. Для туринского Египетского музея, который в этом году отмечает 200-летие, предыдущий год тоже оказался удачным. Впервые в своей истории музей преодолел отметку в миллион посетителей — почти 1,1 млн в 2023-м, что на четверть больше, чем в 2019-м. А вот Музеи Ватикана, самое популярное место у ценителей искусства на Апеннинском полуострове, посетило почти 6,8 млн человек, что всего на 2% меньше, чем в рекордном 2019 году.

Что касается североевропейских стран, то самый популярный художественный музей Финляндии, Атенеум, принял почти 534 тыс. человек, что на 20% больше рекорда 2017 года, несмотря на то что он открылся после реновации лишь в апреле. Успешным был год и для Национальной галереи Дании — 617 тыс. посетителей (на 58% больше, чем в 2019 году). Национальный музей Осло отчитался о впечатляющих 1,2 млн визитов уже в первый полноценный год работы с момента его открытия — он стал самым популярным художественным музеем Северной Европы.

Норвежская национальная галерея, зал Мунка. Осло, Норвегия.  Фото: Iwan Baan
Норвежская национальная галерея, зал Мунка. Осло, Норвегия.
Фото: Iwan Baan

Китайский бум

Поднебесная была первой страной, пострадавшей от пандемии; здесь приняли самые строгие в мире антиковидные меры, что сильно ударило по посещаемости музеев. Теперь, когда двери китайских институций снова открыты, случился настоящий бум — по крайней мере в 2023 году, по данным китайских государственных средств массовой информации.

Центральное телевидение Китая передает, что музеи КНР (и государственные, и частные) посетило 1,2 млрд человек, что превысило показатели 2019 года. Издание China Daily сообщает, что многие музеи работают на пределе возможностей, поэтому вынуждены продавать билеты на сайтах с четким ограничением по сеансам. Тем не менее онлайн-боты быстро расхватывают все слоты и обычная публика зачастую просто не может прорваться в музей.

Экспозиция Городского музея Нанкина. Нанкин, Китай.  Фото: Ang Bo/China News Service/VCG
Экспозиция Городского музея Нанкина. Нанкин, Китай.
Фото: Ang Bo/China News Service/VCG

«Несмотря на то что мы сняли ограничение на максимальное количество посетителей, мы не можем удовлетворить растущий спрос, — рассказал China Daily директор отдела народного образования Нанкинского музея Чжу Юаньюань. — В музее всегда толпы. Здесь шумно и много людей, и это портит общее впечатление от посещения».

Гонконгский музей M+, открывшийся в 2021 году, достиг самого высокого показателя посещаемости за свою, пока очень короткую, историю — почти 2,8 млн человек, а пекинский Центр современного искусства Улленсов удвоил свой показатель 2022 года, отчитавшись о 503 тыс. посетителей.

Что касается других стран Азии, то Национальная галерея Сингапура сообщила о 1,7 млн визитов, что чуть ниже показателя 2019 года.

Национальный художественный центр в Токио посетило около 2,3 млн человек, что на 17% больше, чем в 2019 году, тогда как Токийский городской художественный музей с его 1,9 млн недобрал 33% по сравнению с показателем 2019 года.

Здание музея M+. Гонконг.  Фото: Iwan Baan/Herzog & de Meuron
Здание музея M+. Гонконг.
Фото: Iwan Baan/Herzog & de Meuron

Музеи Южной Кореи в 2022 году демонстрировали значительное отставание, но в 2023-м смогли все наверстать. Так, сеульский филиал Национального музея Кореи посетило почти 4,2 млн человек, что на 25% больше, чем в 2019-м.

Кажется, после растянувшегося на несколько лет кризиса будущее наконец‑то выглядит радужно.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+