Проститься с художником Сергеем Андриякой, который накануне скончался в Москве на 66-м году жизни, в основанную им Академию акварели и изящных искусств приехали многие известные люди из культурных ведомств и правительственных кругов. Черные авто с затемненными стеклами то и дело заезжали на территорию учебного заведения, построенного в 2012 году. Многочисленные ученики несли красные розы, а у входа образовался стихийный мемориал из желтых одуванчиков.
Андрияка — тот самый художник, который вернул популярность технике акварели. Многие близкие, друзья и ученики на прощании вспоминали, что на излете советской эпохи и в 1990-е в художественных вузах писали хтоническую серость, которой Сергей Андрияка противопоставил яркую радостную живопись. «В 1980–1990-е все стали писать серо, это было состояние, — говорит одна из учениц, художница Анастасия Беседина. — И Сергей Николаевич отдал все силы, чтобы сохранить настоящую, нормальную радость жизни в живописи».
В академии Сергея Андрияки шесть факультетов, на каждом курсе числится около 30 человек. Также здесь занимаются и с детьми. Причем, и это отмечали многие выступавшие, отдельная программа разработана для детей с ограниченными возможностями. Авторская методика Сергея Андрияки позволяет людям буквально с нуля, без навыков и знаний, овладеть техникой акварельной живописи. В Сети в свободном доступе можно найти видеоуроки, которые он записывал для тех, кто не умеет, но хочет научиться рисовать. Художник стал автором серии учебников и методических пособий по технике и композиции акварели. А свою академию построил не в престижном центре, а в Теплом Стане, создав тем самым новую культурную точку притяжения на периферии столицы.
«Мы были знакомы 44 года, и всегда он был такой жизнелюбивый, наполненный радостью. Его вклад в живопись сопоставим с тем, что сделал Пушкин, который реорганизовал русский язык. Сергей Николаевич создал свою школу», — рассказал член-корреспондент Российской академии художеств Алексей Кравченко.
Друзья и коллеги отмечали, что Андрияка работал по 12–14 часов в сутки и считал, что если не сел за мольберт, то день прошел зря.
«Здесь, в академии, мы обрели верных друзей, а Сергей Николаевич был для нас как отец, всегда можно было к нему обратиться, и он всегда помогал», — вспоминала одна из его учениц, Дарья Веселова, которая недавно прославилась на всю страну. Именно у ее картины остановился Владимир Путин во время инаугурации.
«Он всегда боролся за классическую школу. Мы иногда встречались на пленэрах и никогда не говорили о бытовом. Бывало, обсуждали его школу и наш институт, но больше говорили о высоком. Я как художника его очень уважаю и преклоняюсь перед его мастерством», — сказал Иван Глазунов, член президиума РАХ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени его отца.
На сцене также появился помощник президента РФ Андрей Фурсенко, были зачитаны скорбные телеграммы от мэра Москвы Сергея Собянина, вдовы Юрия Лужкова Елены Батуриной, от Союза художников России и других культурных учреждений.
Все отмечали, что, несмотря на звания и титулы, Сергей Андрияка сохранил в себе доброту и искренность и работал до последних дней, как в юности, когда рано потерял отца (Николай Андрияка тоже был художником) и был вынужден думать о заработке. А еще он верил, что смерти нет и человек продолжает жить после в своих добрых делах.
«Когда кто-то уходил, он не грустил. Говорил: он всегда будет с нами рядом. Он воспитал в нас прекрасный взгляд», — обратилась к присутствующим одна из дочерей художника, Анна.
Сергей Андрияка будет похоронен 18 мая на Введенском (Немецком) кладбище.