Участие в рейтинге музейной посещаемости, составляемом The Art Newspaper Russia, дело добровольное. На наш призыв в этом году откликнулось 86 российских музеев — чуть больше, чем в прошлом. Итоговая таблица включает в себя топ-50.
По разным причинам в чарте отсутствуют некоторые важные институции, фигурировавшие в прошлых рейтингах. Например, столичный Мультимедиа Арт Музей долгое время вел ремонт и открылся лишь недавно, в апреле. При этом в рейтинг вернулся Музей современного искусства «Гараж». Хотя здесь по-прежнему не устраивают больших выставок, по другим направлениям работа идет, и институция готова поделиться статистикой.
Как и в международном рейтинге The Art Newspaper, в российском произведено процентное сопоставление показателей посещаемости по сравнению не только с 2022 годом, но и с 2019-м. Этот год примечателен на мировом уровне как «последний доковидный», а в нашем случае играет к тому же роль маркера для времен, когда еще не началась специальная военная операция на Украине. Сопоставление дает противоречивые результаты: почти половина опрошенных музеев демонстрируют прирост числа посетителей, иногда довольно существенный, относительно 2019 года, но примерно столько же до цифр четырехлетней давности не дотягивают. Более уверенно чувствуют себя российские музеи в условном состязании с показателями 2022 года: здесь прирост преобладает над спадом.
Вывести единую формулу, убедительно объясняющую все колебания сравнительной статистики, вряд ли возможно. Иногда причины лежат на поверхности, как, например, в случае Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге, где три года назад было введено в строй новое здание, позволившее впятеро увеличить экспозиционные площади. Отсюда и плюс 92% относительно 2019 года. Другой фактор — слияние или, наоборот, размежевание музеев. Скажем, объединенный московский музей, именовавшийся прежде «Коломенское — Измайлово — Лефортово — Люблино», постепенно сократил название до «Коломенское — Измайлово». Соответственно, сравнивать нынешнюю отчетность с 2019 годом технически затруднительно. Это понятные ситуации, однако чаще перепады посещаемости связаны с обстоятельствами, которые или совсем не видны стороннему наблюдателю, или носят гипотетический характер.
Определенно можно сказать, что одна из главных причин, в силу которых подрастает посещаемость отечественных музеев, — продолжающийся подъем внутреннего туризма. Этот фактор играл важную роль в 2022 году, он же влиял и на показатели 2023-го. Правда, готовность россиян наращивать интенсивность и расширять географию путешествий по стране не влечет автоматического прироста числа посетителей во всех музеях без разбора. Растущий спрос требует качественного предложения, а это во многом зависит от усилий и квалификации самих музейщиков. Хотя не только от них: Министерство культуры РФ пятый год ведет программу «Музейные маршруты России», которая призвана оказывать методологическую помощь как раз в подобных вопросах.
Что касается крупнейших музеев — не только московских и петербургских, но и региональных, например Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» или Ярославского музея-заповедника, традиционно попадающих в десятку лидеров, — то по отношению к 2022 году они почти все в плюсе. Это сказывается и на международном рейтинге: в мировом топе-150 присутствуют пять российских музеев. Могло быть и больше, но британская The Art Newspaper учитывает прежде всего художественные музеи, оставляя без внимания другие разновидности. В нашем списке подобной селекции нет.
Вторая таблица рейтинга содержит перечень наиболее посещаемых российских выставок. Не обязательно самых значимых и ярких. Ряд проектов 2023 года, которым уделяли внимание и пресса, и арт-общественность, не попал в топ-50 — по сугубо арифметическим причинам: у других событий посещаемость оказалась выше. Тут самое время напомнить, что рейтинг The Art Newspaper Russia посвящен не качественным, а количественным показателям.
В категории выставок безоговорочно лидируют столицы: первая половина списка — сплошь проекты, реализованные в Москве и Санкт-Петербурге. Да и в целом география выставочных блокбастеров гораздо менее обширна, чем та, что представлена в рейтинге музеев как таковых. Среди учреждений, которым подвластны миллионные аудитории временных выставок, — Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Дом культуры «ГЭС-2», музеи-заповедники «Царское Село», «Царицыно» и «Кусково», питерский «Манеж», московские Музей Победы и Музей космонавтики. К слову, два последних фигурируют в контексте именно художественных выставок — другие нами не рассматривались.
Регионам сверхуспешные проекты даются труднее, но все же даются. Нижегородский государственный художественный музей в партнерстве с большими столичными институциями создал блокбастер «Художник и сказка», а Музей истории космонавтики в Калуге собрал у себя — тоже при содействии из центра — не только документальные материалы, но и эпохальные живописные полотна для выставки «Русский космос», пользовавшейся популярностью.
Как и в предыдущем году, почти все попавшие в топ-50 арт-проекты — отечественного производства. Даже если те или иные сюжеты базировались исключительно на зарубежных материалах — как, например, «„Салоны“ Дени Дидро», показанные в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, — то владельцами произведений все равно были российские институции. Чуть ли не единственным исключением стала выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки» в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», и то целый ряд экспонатов для нее позаимствовали из коллекции музея-заповедника «Поленово». Словом, «импортозаместительный» тренд по-прежнему с нами — что, впрочем, не мешает оценивать по достоинству те выставки, которые действительно сделаны с умом и талантом.
Вместе с запросом сведений, необходимых для составления ежегодного рейтинга, редакция The Art Newspaper Russia традиционно предлагает музеям ответить на некоторые вопросы, лишь косвенно связанные с публикуемыми чартами. На этот раз задавались три вопроса:
1) В 2023 году в целом ряде российских музеев происходили процессы, связанные с ремонтом или реставрацией зданий, иногда с переездом в новое пространство. Коснулся ли вас этот тренд? Если да, то каким образом?
2) Еще одно распространенное сейчас музейное поветрие — обновление постоянной экспозиции. Вы рассматриваете для себя такую перспективу?
3) Были ли в 2023 году новые поступления в фонды вашего музея? Преобладали закупки или дары?
Полностью или частично на наши вопросы ответили 55 респондентов.
Первый вопрос напрашивался сам собой, поскольку в 2023 году до редакции нашей газеты регулярно долетали сообщения о том, что и в центре, и в регионах что-нибудь строится, расширяется, реставрируется, ремонтируется. Объективная картина в целом видна разве что руководству Министерства культуры, но из присланных нам ответов складывается устойчивое впечатление: да, действительно, такое много где происходит. Почти половина музеев, ответивших на наши вопросы, сообщили о более или менее значительных преобразованиях в сфере их недвижимости.
Флагманскую роль тут исполняет Государственная Третьяковская галерея. В 2024 году почти одновременно финишируют три больших долгосрочных проекта, связанных со строительством и реконструкцией: откроются новые филиалы ГТГ в Самаре и Калининграде, а также музейный корпус в Москве, на Кадашёвской набережной. Не за горами и ввод в строй филиала во Владивостоке.
Понятно, что Третьяковка в приоритете, но одной лишь ею дело не ограничивается, процессы реновации затронули и другие институции. Не только столичные, хотя Москва и Петербург дают, как обычно, немало примеров.
Государственный исторический музей начал активную реставрацию здания бывшего Дворцового ведомства в Большом Лёвшинском переулке, где уже в конце 2024 года должен открыться Центральный музей российского казачества. Продолжает ГИМ вести строительство и другого своего филиала — у Новодевичьего монастыря. Музей Москвы тоже прирастает филиалами, в частности в Зеленограде, в легендарном доме «Флейта», памятнике советского модернизма. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева в конце 2023 года приступил к научной реставрации легендарного дома Мельникова в районе Арбата, а Государственный музей Востока взялся реставрировать здание Музея Рерихов в Малом Знаменском переулке. Государственный музей-заповедник «Царское Село» планирует в августе завершить реставрацию и открыть доступ в личные апартаменты Екатерины II, расположенные в Зубовском флигеле Екатерининского дворца; спешно доделывается и исторический комплекс «Императорская ферма».
Не остались в стороне от тренда и частные музеи двух столиц. Еще в самом конце 2022 года московский Музей AZ открыл на Маросейке экспериментальное пространство AZ/ART, а сейчас завершает там расширение и реконструкцию. Петербургский Музей Фаберже ввел в эксплуатацию новое крыло Шуваловского дворца; в этом пространстве уже прошла популярная выставка Бориса Григорьева, упомянутая в нашем рейтинге. А Музей современного искусства «Эрарта», тоже питерский, пристроил к прежнему зданию дополнительное крыло в пять этажей.
Не менее бурно шли дела в регионах. Вот только некоторые примеры. Переехал в новое здание Пермский музей современного искусства (PERMM), получивший недавно Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года». Там же в 2023 году началось переселение в новый комплекс Пермской государственной художественной галереи — его обещают открыть для публики этой осенью. Музей-заповедник «Казанский Кремль» открыл на своей территории новый Музей Спасской башни. Владимиро-Суздальский музей-заповедник в 2023 году взялся за реставрацию одного из символов города Владимира — Золотых ворот. Кирилло-Белозерский музей-заповедник открыл для посещения прясла стен Нового города в ансамбле монастыря, долгое время пребывавших в аварийном состоянии. Серпуховский историко-художественный музей завершил реставрацию Каретного сарая в исторической усадьбе Мараевых. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя после комплексной реставрации возобновил работу диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Музей-заповедник «Изборск» в Псковской области открыл у себя современный выставочный зал площадью 750 кв. м. В Минусинском краеведческом музее им. Н.М.Мартьянова, что в Красноярском крае, был выстроен новый корпус (для убедительности нам даже прислали его фотографии).
Все это в сумме похоже на строительно-реставрационный бум. Природа его пока недостаточно изучена, чтобы делать выводы о причинах и следствиях, но сам факт, безусловно, следует констатировать.
Ответы на второй редакционный вопрос отчасти вытекают из ответов на первый: где новоселье, там и реэкспозиция. Однако нередко свою постоянную экспозицию музеи меняют и вне зависимости от передислокации. Скажем, Государственный Эрмитаж, хотя никуда и не переезжает, все же регулярно обновляет те или иные залы и даже заводит новые. А Государственный Русский музей вообще намерен «пересмотреть принцип своей постоянной экспозиции», для чего планирует «провести стратегическую сессию по этому вопросу с участием музейных экспертов, ведущих искусствоведов и журналистов». Правда, речь тут о перспективе 2024 года.
В целом лишь очень немногие из наших респондентов сообщили о том, что ничего на стенах и в витринах не трогали, да пока и не собираются. Вряд ли имелось в виду, что все и так идеально. Просто любая реэкспозиция требует не только новой концепции, но и утвержденного бюджета, пусть даже незначительного. Получается, что целому ряду институций — опять же, не только столичных — такой бюджет утвердили.
И наконец, о новых поступлениях в коллекции. Тут следует уточнить, что никогда, даже в трудные 1990-е, ручеек поступлений в музейные фонды не иссякал полностью. Но на долгое время преобладающим форматом стали дары — от частных лиц или организаций. Само по себе это вовсе не плохо, если сочетается с закупками: в отличие от пожертвований, те могут и должны быть продуманными, целенаправленными. Спонсоры, конечно, порой помогают, но не у всех институций они имеются. Словом, соотношение даров и закупок — важный показатель состояния дел в музейной отрасли.
Судя по ответам, дары в структуре новых поступлений преобладают и сегодня, хотя все-таки не повсеместно. Например, Эрмитаж сообщает, что в 2023 году получил в дар 320 предметов, а приобрел 673. Ему вторит Нижегородский музей-заповедник: «За 2023 год в музей поступило 574 предмета, преобладала закупка предметов». Тогда как из Третьяковки пишут: «Преобладали дары». А московский Музей Победы и вовсе не производил закупок: «На постоянное хранение было принято 2205 музейных предметов, все предметы были пожертвованы музею».
Для выведения закономерности нужна, скорее всего, более полная статистика. Хотя ведь бывают вообще иные источники поступления экспонатов, о чем в своем ответе напомнил Исторический музей. У него один из главных источников пополнения фондов — археологические экспедиции.
Рейтинг подготовили: Эльвира Аблязина, Ирина Джумаева, Дмитрий Смолев