18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом

Большой каскад фонтанов Государственного музея-заповедника «Петергоф». Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Большой каскад фонтанов Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году

Участие в рейтинге музейной посещаемости, составляемом The Art Newspaper Russia, дело добровольное. На наш призыв в этом году откликнулось 86 российских музеев — чуть больше, чем в прошлом. Итоговая таблица включает в себя топ-50.

По разным причинам в чарте отсутствуют некоторые важные институции, фигурировавшие в прошлых рейтингах. Например, столичный Мультимедиа Арт Музей долгое время вел ремонт и открылся лишь недавно, в апреле. При этом в рейтинг вернулся Музей современного искусства «Гараж». Хотя здесь по-прежнему не устраивают больших выставок, по другим направлениям работа идет, и институция готова поделиться статистикой.

Как и в международном рейтинге The Art Newspaper, в российском произведено процентное сопоставление показателей посещаемости по сравнению не только с 2022 годом, но и с 2019-м. Этот год примечателен на мировом уровне как «последний доковидный», а в нашем случае играет к тому же роль маркера для времен, когда еще не началась специальная военная операция на Украине. Сопоставление дает противоречивые результаты: почти половина опрошенных музеев демонстрируют прирост числа посетителей, иногда довольно существенный, относительно 2019 года, но примерно столько же до цифр четырехлетней давности не дотягивают. Более уверенно чувствуют себя российские музеи в условном состязании с показателями 2022 года: здесь прирост преобладает над спадом.

Исаакиевский собор.Санкт-Петербург.  Фото: Алексей Белкин/Бизнес Online/ТАСС
Исаакиевский собор.Санкт-Петербург.
Фото: Алексей Белкин/Бизнес Online/ТАСС

Вывести единую формулу, убедительно объясняющую все колебания сравнительной статистики, вряд ли возможно. Иногда причины лежат на поверхности, как, например, в случае Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге, где три года назад было введено в строй новое здание, позволившее впятеро увеличить экспозиционные площади. Отсюда и плюс 92% относительно 2019 года. Другой фактор — слияние или, наоборот, размежевание музеев. Скажем, объединенный московский музей, именовавшийся прежде «Коломенское — Измайлово — Лефортово — Люблино», постепенно сократил название до «Коломенское — Измайлово». Соответственно, сравнивать нынешнюю отчетность с 2019 годом технически затруднительно. Это понятные ситуации, однако чаще перепады посещаемости связаны с обстоятельствами, которые или совсем не видны стороннему наблюдателю, или носят гипотетический характер.

Определенно можно сказать, что одна из главных причин, в силу которых подрастает посещаемость отечественных музеев, — продолжающийся подъем внутреннего туризма. Этот фактор играл важную роль в 2022 году, он же влиял и на показатели 2023-го. Правда, готовность россиян наращивать интенсивность и расширять географию путешествий по стране не влечет автоматического прироста числа посетителей во всех музеях без разбора. Растущий спрос требует качественного предложения, а это во многом зависит от усилий и квалификации самих музейщиков. Хотя не только от них: Министерство культуры РФ пятый год ведет программу «Музейные маршруты России», которая призвана оказывать методологическую помощь как раз в подобных вопросах.

Что касается крупнейших музеев — не только московских и петербургских, но и региональных, например Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» или Ярославского музея-заповедника, традиционно попадающих в десятку лидеров, — то по отношению к 2022 году они почти все в плюсе. Это сказывается и на международном рейтинге: в мировом топе-150 присутствуют пять российских музеев. Могло быть и больше, но британская The Art Newspaper учитывает прежде всего художественные музеи, оставляя без внимания другие разновидности. В нашем списке подобной селекции нет.

Чего ждет зритель

Вторая таблица рейтинга содержит перечень наиболее посещаемых российских выставок. Не обязательно самых значимых и ярких. Ряд проектов 2023 года, которым уделяли внимание и пресса, и арт-общественность, не попал в топ-50 — по сугубо арифметическим причинам: у других событий посещаемость оказалась выше. Тут самое время напомнить, что рейтинг The Art Newspaper Russia посвящен не качественным, а количественным показателям.

Выставки «Первая позиция. Русский балет» в Центральном выставочном зале «Манеж». Санкт-Петербург.  Фото: Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Выставки «Первая позиция. Русский балет» в Центральном выставочном зале «Манеж». Санкт-Петербург.
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

В категории выставок безоговорочно лидируют столицы: первая половина списка — сплошь проекты, реализованные в Москве и Санкт-Петербурге. Да и в целом география выставочных блокбастеров гораздо менее обширна, чем та, что представлена в рейтинге музеев как таковых. Среди учреждений, которым подвластны миллионные аудитории временных выставок, — Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Дом культуры «ГЭС-2», музеи-заповедники «Царское Село», «Царицыно» и «Кусково», питерский «Манеж», московские Музей Победы и Музей космонавтики. К слову, два последних фигурируют в контексте именно художественных выставок — другие нами не рассматривались.

Регионам сверхуспешные проекты даются труднее, но все же даются. Нижегородский государственный художественный музей в партнерстве с большими столичными институциями создал блокбастер «Художник и сказка», а Музей истории космонавтики в Калуге собрал у себя — тоже при содействии из центра — не только документальные материалы, но и эпохальные живописные полотна для выставки «Русский космос», пользовавшейся популярностью.

Экспозиция «Музей космонавтики. Модель для сборки в Музее космонавтики». Москва.  Фото: Музей космонавтики
Экспозиция «Музей космонавтики. Модель для сборки в Музее космонавтики». Москва.
Фото: Музей космонавтики

Как и в предыдущем году, почти все попавшие в топ-50 арт-проекты — отечественного производства. Даже если те или иные сюжеты базировались исключительно на зарубежных материалах — как, например, «„Салоны“ Дени Дидро», показанные в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, — то владельцами произведений все равно были российские институции. Чуть ли не единственным исключением стала выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки» в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», и то целый ряд экспонатов для нее позаимствовали из коллекции музея-заповедника «Поленово». Словом, «импортозаместительный» тренд по-прежнему с нами — что, впрочем, не мешает оценивать по достоинству те выставки, которые действительно сделаны с умом и талантом.

Строить, приобретать, демонстрировать

Вместе с запросом сведений, необходимых для составления ежегодного рейтинга, редакция The Art Newspaper Russia традиционно предлагает музеям ответить на некоторые вопросы, лишь косвенно связанные с публикуемыми чартами. На этот раз задавались три вопроса:

1) В 2023 году в целом ряде российских музеев происходили процессы, связанные с ремонтом или реставрацией зданий, иногда с переездом в новое пространство. Коснулся ли вас этот тренд? Если да, то каким образом?

2) Еще одно распространенное сейчас музейное поветрие — обновление постоянной экспозиции. Вы рассматриваете для себя такую перспективу?

3) Были ли в 2023 году новые поступления в фонды вашего музея? Преобладали закупки или дары?

Полностью или частично на наши вопросы ответили 55 респондентов.

Первый вопрос напрашивался сам собой, поскольку в 2023 году до редакции нашей газеты регулярно долетали сообщения о том, что и в центре, и в регионах что-нибудь строится, расширяется, реставрируется, ремонтируется. Объективная картина в целом видна разве что руководству Министерства культуры, но из присланных нам ответов складывается устойчивое впечатление: да, действительно, такое много где происходит. Почти половина музеев, ответивших на наши вопросы, сообщили о более или менее значительных преобразованиях в сфере их недвижимости.

Дом культуры «ГЭС-2», центральное пространство. Москва.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2», центральное пространство. Москва.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Флагманскую роль тут исполняет Государственная Третьяковская галерея. В 2024 году почти одновременно финишируют три больших долгосрочных проекта, связанных со строительством и реконструкцией: откроются новые филиалы ГТГ в Самаре и Калининграде, а также музейный корпус в Москве, на Кадашёвской набережной. Не за горами и ввод в строй филиала во Владивостоке.

Понятно, что Третьяковка в приоритете, но одной лишь ею дело не ограничивается, процессы реновации затронули и другие институции. Не только столичные, хотя Москва и Петербург дают, как обычно, немало примеров.

Государственный исторический музей начал активную реставрацию здания бывшего Дворцового ведомства в Большом Лёвшинском переулке, где уже в конце 2024 года должен открыться Центральный музей российского казачества. Продолжает ГИМ вести строительство и другого своего филиала — у Новодевичьего монастыря. Музей Москвы тоже прирастает филиалами, в частности в Зеленограде, в легендарном доме «Флейта», памятнике советского модернизма. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева в конце 2023 года приступил к научной реставрации легендарного дома Мельникова в районе Арбата, а Государственный музей Востока взялся реставрировать здание Музея Рерихов в Малом Знаменском переулке. Государственный музей-заповедник «Царское Село» планирует в августе завершить реставрацию и открыть доступ в личные апартаменты Екатерины II, расположенные в Зубовском флигеле Екатерининского дворца; спешно доделывается и исторический комплекс «Императорская ферма».

Не остались в стороне от тренда и частные музеи двух столиц. Еще в самом конце 2022 года московский Музей AZ открыл на Маросейке экспериментальное пространство AZ/ART, а сейчас завершает там расширение и реконструкцию. Петербургский Музей Фаберже ввел в эксплуатацию новое крыло Шуваловского дворца; в этом пространстве уже прошла популярная выставка Бориса Григорьева, упомянутая в нашем рейтинге. А Музей современного искусства «Эрарта», тоже питерский, пристроил к прежнему зданию дополнительное крыло в пять этажей.

Кирилло-Белозерский монастырь. Кириллов, Вологодская область.  Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори
Кирилло-Белозерский монастырь. Кириллов, Вологодская область.
Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори

Не менее бурно шли дела в регионах. Вот только некоторые примеры. Переехал в новое здание Пермский музей современного искусства (PERMM), получивший недавно Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года». Там же в 2023 году началось переселение в новый комплекс Пермской государственной художественной галереи — его обещают открыть для публики этой осенью. Музей-заповедник «Казанский Кремль» открыл на своей территории новый Музей Спасской башни. Владимиро-Суздальский музей-заповедник в 2023 году взялся за реставрацию одного из символов города Владимира — Золотых ворот. Кирилло-Белозерский музей-заповедник открыл для посещения прясла стен Нового города в ансамбле монастыря, долгое время пребывавших в аварийном состоянии. Серпуховский историко-художественный музей завершил реставрацию Каретного сарая в исторической усадьбе Мараевых. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя после комплексной реставрации возобновил работу диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Музей-заповедник «Изборск» в Псковской области открыл у себя современный выставочный зал площадью 750 кв. м. В Минусинском краеведческом музее им. Н.М.Мартьянова, что в Красноярском крае, был выстроен новый корпус (для убедительности нам даже прислали его фотографии).

Все это в сумме похоже на строительно-реставрационный бум. Природа его пока недостаточно изучена, чтобы делать выводы о причинах и следствиях, но сам факт, безусловно, следует констатировать.

Красноярский краевой краеведческий музей. Красноярск.  Фото: Александр Циликин/Фотобанк Лори
Красноярский краевой краеведческий музей. Красноярск.
Фото: Александр Циликин/Фотобанк Лори

Ответы на второй редакционный вопрос отчасти вытекают из ответов на первый: где новоселье, там и реэкспозиция. Однако нередко свою постоянную экспозицию музеи меняют и вне зависимости от передислокации. Скажем, Государственный Эрмитаж, хотя никуда и не переезжает, все же регулярно обновляет те или иные залы и даже заводит новые. А Государственный Русский музей вообще намерен «пересмотреть принцип своей постоянной экспозиции», для чего планирует «провести стратегическую сессию по этому вопросу с участием музейных экспертов, ведущих искусствоведов и журналистов». Правда, речь тут о перспективе 2024 года.

В целом лишь очень немногие из наших респондентов сообщили о том, что ничего на стенах и в витринах не трогали, да пока и не собираются. Вряд ли имелось в виду, что все и так идеально. Просто любая реэкспозиция требует не только новой концепции, но и утвержденного бюджета, пусть даже незначительного. Получается, что целому ряду институций — опять же, не только столичных — такой бюджет утвердили.

И наконец, о новых поступлениях в коллекции. Тут следует уточнить, что никогда, даже в трудные 1990-е, ручеек поступлений в музейные фонды не иссякал полностью. Но на долгое время преобладающим форматом стали дары — от частных лиц или организаций. Само по себе это вовсе не плохо, если сочетается с закупками: в отличие от пожертвований, те могут и должны быть продуманными, целенаправленными. Спонсоры, конечно, порой помогают, но не у всех институций они имеются. Словом, соотношение даров и закупок — важный показатель состояния дел в музейной отрасли.

Выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Судя по ответам, дары в структуре новых поступлений преобладают и сегодня, хотя все-таки не повсеместно. Например, Эрмитаж сообщает, что в 2023 году получил в дар 320 предметов, а приобрел 673. Ему вторит Нижегородский музей-заповедник: «За 2023 год в музей поступило 574 предмета, преобладала закупка предметов». Тогда как из Третьяковки пишут: «Преобладали дары». А московский Музей Победы и вовсе не производил закупок: «На постоянное хранение было принято 2205 музейных предметов, все предметы были пожертвованы музею».

Для выведения закономерности нужна, скорее всего, более полная статистика. Хотя ведь бывают вообще иные источники поступления экспонатов, о чем в своем ответе напомнил Исторический музей. У него один из главных источников пополнения фондов — археологические экспедиции.

Рейтинг подготовили: Эльвира Аблязина, Ирина Джумаева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+