18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-дилерство — существительное женского рода

Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е. Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е.
Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Если интерес к жизни и творчеству женщин-художников выглядит сегодня устойчивым трендом, то к личностям женщин, проявивших себя в качестве арт-дилеров, лишь начинают присматриваться. Пример тому — сборник британского издательства Bloomsbury Visual Arts

Стоит заглянуть за кулисы деятельности едва ли не любого крупного художника или направления XX века, и вы обнаружите женщину арт-дилера, руководившую дизайном выставок, продажами работ и продюсированием каталогов, книг, статей и публичных событий. Берта Вейль и Парижская школа, Пегги Гуггенхайм и абстрактный экспрессионизм, Вирджиния Дван и ленд-арт и минимализм — вот лишь три примера из сотен других.

В последние годы коммерческие галереи и учреждения возглавили изучение этой истории, организуя выставки (например, «Эдит Халперт и взлет американского искусства» в Еврейском музее Нью-Йорка в 2019–2020 годах) и симпозиумы («Восстановление женского наследия» в 2021 году в исследовательском центре Коллекции Фрика), которые преодолевают закоснелость исследований об арт-рынке.

Коллективный труд «Женщины арт-дилеры» — первая книга, изучающая способы, при помощи которых женщины культивировали современное искусство в разных странах с 1940 по 1990 год. Особое внимание уделено Европе, США и Южной Африке. В хронологическом порядке каждая из 17 основных глав предлагает тематическое исследование, подчеркивающее влияние конкретной женщины-дилера на ее регион и более широко — на историю искусства.

Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке
Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке

На первый план выдвинут культурный вклад (а не коммерческие спекуляции) этих галеристок — подход, во многом противоположный исследованиям о галереях под руководством мужчин, когда конкуренция между коллекционерами, рекордные аукционные цены, формирование вкуса и махинации с продажами нередко выступают в качестве критериев важности.

Нынешняя книга, как и ее предшественницы, сосредоточена на трансатлантическом сотрудничестве и построении дилерских связей, а также на мифах о будто бы дальновидных, исключительных и независимо мыслящих арт-дилерах. Учитывая, что именно гендер предопределял структуру издания, можно было ждать разрушения некоторых легенд и шаблонов. Однако, за исключением исследования Карлотты Кастеллани о галеристке Мэри Бун, анализ взаимосвязи между гендером и арт-рынком возникает здесь лишь эпизодически.

Масштаб деятельности героинь книги подробно исследован и контекстуализирован в легко усваиваемых, информативных главах. Хотя слово «дилер», как поясняет глава Софии Понте, посвященная Этелине Росас, может сбивать с толку, учитывая, что эти женщины нередко выполняли самые разные функции. Росас, в частности, была еще и реставратором и музеологом.

Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.  Фото: Jorge Rosas
Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.
Фото: Jorge Rosas

Особенно примечательно, какими способами женщины-дилеры содействовали встраиванию современного искусства в историю. Например, Берта Шефер подарила свою коллекцию Художественной галерее Шелдон при Университете Небраски в США. А в ряде случаев женщины использовали свой профессиональный статус и для противодействия дискриминации. В главе Федерико Фрески и Лары Козе о южноафриканке Линде Гивон говорится о том, что ее «настойчивость в деле создания нерасовой галереи была радикальным актом неповиновения».

Читатель убедится в том, что рынки для своих художников женщины арт-дилеры чаще всего создавали не только из-за заинтересованности в продажах, но и в связи с необходимостью накопления культурного капитала и заботой об инновациях. Правда, пересказанное Кристиной Брандберг заявление Агнес Видлунд 1961 года: «Я ненавижу всех этих маленьких, лишенных страсти торговцев» — служит некоторым ностальгическим контрастом к исследованию о Мэри Бун, которая в 1980-е годы беззастенчиво приняла новую культуру торговли и непомерных цен.

Вопросы о взаимоотношениях гендера, искусства и деловой практики после прочтения книги все же остаются, но она явно станет серьезным импульсом к решению проблемы гендерного дисбаланса в этой развивающейся области истории искусства. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+