Как часто бывает, концептуальный жест запоминается лучше многих маркетинговых усилий. На стенде Room 34 Print лежал прекрасный плакат на крафтовой бумаге с черным квадратом и надписью «Благотворительный арт-постер для нищих эстетов». Особо насмешила строчка мелким шрифтом: «Тираж маленький». Да, на ярмарке графики стоит помнить и о тираже, и о том, что даже графика, по определению самый дешевый сегмент арт-рынка, действительно не по карману многим эстетам. Но если с чего-то и начинать коллекционирование, то многие специалисты советуют заходить именно с нее.
В день открытия ярмарки на парковке отеля Sheraton Kremlin, где придумал проводить ярмарку его владелец, нижегородский отельер и коллекционер Дмитрий Володин, вместе со своим партнером, сооснователем нижегородского ЦСИ «Терминал А» Майей Ковальски, было многолюдно: московские и петербургские гости радостно братались со своими коллегами из третьей культурной столицы (в этом году городу официально присвоен статус культурной столицы России 2024 года).
Нижний Новгород представляли галерея Futuro, обладающая фантастическим пространством в историческом здании, и активнейшая галерея «9Б», помимо выставок знаменитая и своими резиденциями для художников. После налета коллекционеров, предшествовавшего открытию ярмарки, на многих стендах появились красные кружки, а кое-где — зияющие пустотой места и наклейки «Здесь было искусство». Как выяснилось, цены в галерее Belova из Казани были самыми щадящими, 5–7 тыс. руб. за лист, — вот и результат! Но, конечно, такой демпинг — редкость, средняя цена за оригинальную графику тетрадного формата — 30–80 тыс. руб. Классики, естественно, котируются дороже — большая работа Владимира Немухина 1993 года с супрематическими мотивами в московской «Е.К.Артбюро» была оценена в 1,8 млн руб. В этой же галерее экспертная комиссия отобрала раннюю графику Павла Пепперштейна, эпохи, когда он еще подписывался своей настоящей фамилией Пивоваров, а не знаменитым псевдонимом. Если все сложится удачно, то эти его раритетные работы попадут в коллекцию Нижегородского государственного художественного музея (еще отобраны работы Леонида Тишкова и Игоря Макаревича). Это одна из миссий ярмарки — пополнять собрание местного музея работами современных мастеров, которые выкупают и приносят в дар коллекционеры. В прошлом году, когда ярмарка проходила первый раз, именно так и случилось.
У всех галерей, за некоторыми исключениями, были одинаковые по размеру стенды, но искусство самое разное. Знаменитая петербургская галеристка Марина Гисич в этот раз сделала ставку на художника Бориса Казакова, который сочинил массу историй, завязанных вокруг врачей. Врачи у него атакуют музей, наводят порядок в деревнях, фигурируют в самых разных абсурдных ситуациях. Хорошо известный в Петербурге художник строит свое искусство на том, что называется индивидуальной мифологией, а свои работы создает в том числе и в технике выжигания по бумаге (150–300 тыс. руб.).
Московская галерея ХL выставила классика соц-арта Бориса Орлова и авторов других поколений. Прекрасную подборку рисунков Никиты Алексеева, вдохновленных атласом экзотических птиц (на части листов изображены птицы реальные, а на части — вымышленные автором) привезла московская галерея Iragui. На ее стенде также можно было купить рисунки Ольги Чернышевой, участницы Венецианской биеннале и других громких выставок. Настоящий пасьянс из арт-козырей разложила галерея Веры Погодиной, у Anna Nova привлекали внимание работы Андрея Кузькина и Александры Гарт, выбранной художником года на грядущей ярмарке Cosmoscow.
Александр Петрелли, знаменитый своей мобильной галереей «Пальто», где произведения висят на подкладке настоящего пальто, которое носит галерист, несколько раз менял свою экспозицию — в какой-то момент там появились, например, вольные рисунки женских ню Дмитрия Пименова, арт-революционера и поэта, по 15 тыс. руб. за штуку. Классической теме «обнаженки» посвятила свой стенд и галерея «Виктория» из Самары. Абстрактные произведения Владимира Дубосарского (120 тыс. руб. за штуку), гораздо больше известного своими фигуративными картинами, предложила галерея ARTZIP, наряду с новой каллиграфической серией Андрея Логвина.
Вообще ярмарка заставляет задуматься над вопросом, что такое графика сегодня, — такой огромный диапазон техник был представлен. Графика по ткани — азиатским икатам, графика на цементно-стружечной плите, полноценная крупная живопись — но на бумаге! Именно такой живописью художницы из Екатеринбурга под псевдонимом Matiush First, смело оцененной в 550 тыс. руб., потчевала новая галерея Jessica, которую держит подруга коллекционера Сергея Лимонова (у его фонда также был свой стенд).
Галерея ArtTube Editions заманивала первыми в практике художника Авдея Тер-Оганьяна шелкографиями, специально изготовленными для такого случая. Но надо признать, что королем шелкографии на отечественном рынке остается Алексей Веселовский и его студия «Пиранези Lab», из которой в Нижний прибыли целые шкафы с результатами коллабораций с известными художниками. А вообще почти у каждой галереи, помимо работ на стенде, была припасена еще и папка-другая с десятками листов. Благо графику легче перевозить, чем более монументальные произведения. Да и в принципе сложилось впечатление, что это «легкий» формат и концептуально, и художники чувствуют себя в нем гораздо свободнее.
Гостей и зрителей ярмарки ждала и богатая параллельная программа: визиты в студию «Тихая», арт-пространство «Терминал А», мастерские художников, отличные выставки в Арсенале и в Пакгаузах, экскурсия по нижегородскому стрит-арту от главного специалиста в этом вопросе Анны Нистратовой. Какими бы ни были коммерческие итоги ярмарки, ясно, что ее культурная миссия арт-нетворкинга вполне удалась.