За сотню с лишним лет ВХНРЦ им. Грабаря накопил огромный опыт реставрации деревянной многоцветной скульптуры. Подобные предметы сочетают в себе сразу несколько техник: резная деревянная основа, темперная роспись, золочение и серебрение основы. На реставрацию одного такого произведения, пусть даже небольшого (например, метровой скульптуры ангела), может уйти полгода. Зная это, начинаешь по-другому смотреть на экспонаты выставки «Цвет сквозь эпохи», где представлено 40 предметов деревянной полихромной скульптуры из десятка российских музеев. Все экспонаты были отреставрированы сотрудниками Центра Грабаря за последние два десятилетия. Разброс в датировке — от древнеегипетских предметов культа до декоративной скульптуры XVIII века. Экспликации демонстрируют, как предмет выглядел до реставрации, а также рассказывают, как строилась работа.
Один из древнейших экспонатов, статуэтка Птах-Сокар-Осириса, относится к VII–I векам до н.э. Птах-Сокар-Осирис — синкретическое божество загробного мира, сочетающее в себе черты трех богов. В процессе реставрации удалось раскрыть оригинальный декор статуэтки с позолотой на маске и сакральной росписью фигуры. Почти каждый раз специалисты центра разрабатывают новые методики работы с древнеегипетскими предметами, что обусловлено их уникальностью.
Специалисты руководствуются правилом: если осыпание крашеного слоя превышает 40%, то его не реставрируют полностью, иначе исторический памятник превратится в новодел. Еще один важный принцип — удаление всех поновлений. К примеру, в скульптуре «Усекновение головы Иоанна Крестителя» (Переславль-Залесский музей-заповедник) были убраны кровавые брызги, представлявшие собой более поздний слой краски. На некоторых скульптурах можно увидеть небольшие отметки — так реставраторы либо демонстрируют раскрытие красочного слоя, либо фиксируют состояние памятника до, в процессе и после реставрации.
Значительная часть экспонатов относится к древнерусской церковной деревянной скульптуре. На выставке представлены статуи ангелов, херувимов, святых, фрагменты иконостаса, резные иконы, складни. Из-за церковных запретов, а в советские годы вследствие неправильного хранения или прямого уничтожения эти предметы довольно редки. Особого внимания заслуживают Царские врата из Переславль-Залесского музея-заповедника. Их относят к концу XVI — началу XVII века. Изначально врата были цветными, но позже их «обарочили», полностью позолотив. На Всемирной выставке в Париже в 1867 году эти врата получили награду.
Не меньший интерес представляют две пары брачных венцов XVII–XVIII веков из Государственного исторического музея. Согласно канону на женских венцах изображена Богоматерь, на мужских — Христос. Технология их создания связана с традиционной иконописью: на деревянную основу накладывали паволоку — ткань, затем грунтовали и расписывали темперными красками. Примечательно, что такие венцы обычно вырезались из цельного блока дерева.
Две декоративные скульптуры — «Обезьяна с коробом» и «Молодой человек с петухом в правой руке» — предположительно работа немецких мастеров XVIII века. Инкрустированные ракушками, кораллами и перламутром, они стоят в боковых нишах павильона «Грот» усадьбы Шереметевых Кусково. Реставраторы убрали загрязнения, укрепили мастику, грунт и красочный слой, подклеили подвижные раковины, тонировали потертости и покрыли скульптуры защитным слоем.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
«Цвет сквозь эпохи»
До 16 июня