18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Реставраторы раскрывают тайны раскрашенного дерева

Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Резные и расписные: 40 редких образцов полихромной деревянной скульптуры — от Древнего Египта до Европы XVIII века — из десятка российских музеев прошли реставрацию в Центре Грабаря и выставлены там же до середины июня

За сотню с лишним лет ВХНРЦ им. Грабаря накопил огромный опыт реставрации деревянной многоцветной скульптуры. Подобные предметы сочетают в себе сразу несколько техник: резная деревянная основа, темперная роспись, золочение и серебрение основы. На реставрацию одного такого произведения, пусть даже небольшого (например, метровой скульптуры ангела), может уйти полгода. Зная это, начинаешь по-другому смотреть на экспонаты выставки «Цвет сквозь эпохи», где представлено 40 предметов деревянной полихромной скульптуры из десятка российских музеев. Все экспонаты были отреставрированы сотрудниками Центра Грабаря за последние два десятилетия. Разброс в датировке — от древнеегипетских предметов культа до декоративной скульптуры XVIII века. Экспликации демонстрируют, как предмет выглядел до реставрации, а также рассказывают, как строилась работа.

Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Один из древнейших экспонатов, статуэтка Птах-Сокар-Осириса, относится к VII–I векам до н.э. Птах-Сокар-Осирис — синкретическое божество загробного мира, сочетающее в себе черты трех богов. В процессе реставрации удалось раскрыть оригинальный декор статуэтки с позолотой на маске и сакральной росписью фигуры. Почти каждый раз специалисты центра разрабатывают новые методики работы с древнеегипетскими предметами, что обусловлено их уникальностью.

Специалисты руководствуются правилом: если осыпание крашеного слоя превышает 40%, то его не реставрируют полностью, иначе исторический памятник превратится в новодел. Еще один важный принцип — удаление всех поновлений. К примеру, в скульптуре «Усекновение головы Иоанна Крестителя» (Переславль-Залесский музей-заповедник) были убраны кровавые брызги, представлявшие собой более поздний слой краски. На некоторых скульптурах можно увидеть небольшие отметки — так реставраторы либо демонстрируют раскрытие красочного слоя, либо фиксируют состояние памятника до, в процессе и после реставрации.

Фрагмент чехла мумии (картонажа). Древний Египет. III Переходный период (XI-VII вв.). ГМИИ им. А. С. Пусшкина. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
Фрагмент чехла мумии (картонажа). Древний Египет. III Переходный период (XI-VII вв.). ГМИИ им. А. С. Пусшкина.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Значительная часть экспонатов относится к древнерусской церковной деревянной скульптуре. На выставке представлены статуи ангелов, херувимов, святых, фрагменты иконостаса, резные иконы, складни. Из-за церковных запретов, а в советские годы вследствие неправильного хранения или прямого уничтожения эти предметы довольно редки. Особого внимания заслуживают Царские врата из Переславль-Залесского музея-заповедника. Их относят к концу XVI — началу XVII века. Изначально врата были цветными, но позже их «обарочили», полностью позолотив. На Всемирной выставке в Париже в 1867 году эти врата получили награду.

Не меньший интерес представляют две пары брачных венцов XVII–XVIII веков из Государственного исторического музея. Согласно канону на женских венцах изображена Богоматерь, на мужских — Христос. Технология их создания связана с традиционной иконописью: на деревянную основу накладывали паволоку — ткань, затем грунтовали и расписывали темперными красками. Примечательно, что такие венцы обычно вырезались из цельного блока дерева.

«Тайная вечеря». Конец XVIII в. Скульптурная композиция из фондов Музея Московской духовной академии.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
«Тайная вечеря». Конец XVIII в. Скульптурная композиция из фондов Музея Московской духовной академии.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Две декоративные скульптуры — «Обезьяна с коробом» и «Молодой человек с петухом в правой руке» — предположительно работа немецких мастеров XVIII века. Инкрустированные ракушками, кораллами и перламутром, они стоят в боковых нишах павильона «Грот» усадьбы Шереметевых Кусково. Реставраторы убрали загрязнения, укрепили мастику, грунт и красочный слой, подклеили подвижные раковины, тонировали потертости и покрыли скульптуры защитным слоем.  

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
«Цвет сквозь эпохи»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+