18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы раскрывают тайны раскрашенного дерева

Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Резные и расписные: 40 редких образцов полихромной деревянной скульптуры — от Древнего Египта до Европы XVIII века — из десятка российских музеев прошли реставрацию в Центре Грабаря и выставлены там же до середины июня

За сотню с лишним лет ВХНРЦ им. Грабаря накопил огромный опыт реставрации деревянной многоцветной скульптуры. Подобные предметы сочетают в себе сразу несколько техник: резная деревянная основа, темперная роспись, золочение и серебрение основы. На реставрацию одного такого произведения, пусть даже небольшого (например, метровой скульптуры ангела), может уйти полгода. Зная это, начинаешь по-другому смотреть на экспонаты выставки «Цвет сквозь эпохи», где представлено 40 предметов деревянной полихромной скульптуры из десятка российских музеев. Все экспонаты были отреставрированы сотрудниками Центра Грабаря за последние два десятилетия. Разброс в датировке — от древнеегипетских предметов культа до декоративной скульптуры XVIII века. Экспликации демонстрируют, как предмет выглядел до реставрации, а также рассказывают, как строилась работа.

Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
Выставка «Цвет сквозь эпохи» в ВХНРЦ им. Грабаря.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Один из древнейших экспонатов, статуэтка Птах-Сокар-Осириса, относится к VII–I векам до н.э. Птах-Сокар-Осирис — синкретическое божество загробного мира, сочетающее в себе черты трех богов. В процессе реставрации удалось раскрыть оригинальный декор статуэтки с позолотой на маске и сакральной росписью фигуры. Почти каждый раз специалисты центра разрабатывают новые методики работы с древнеегипетскими предметами, что обусловлено их уникальностью.

Специалисты руководствуются правилом: если осыпание крашеного слоя превышает 40%, то его не реставрируют полностью, иначе исторический памятник превратится в новодел. Еще один важный принцип — удаление всех поновлений. К примеру, в скульптуре «Усекновение головы Иоанна Крестителя» (Переславль-Залесский музей-заповедник) были убраны кровавые брызги, представлявшие собой более поздний слой краски. На некоторых скульптурах можно увидеть небольшие отметки — так реставраторы либо демонстрируют раскрытие красочного слоя, либо фиксируют состояние памятника до, в процессе и после реставрации.

Фрагмент чехла мумии (картонажа). Древний Египет. III Переходный период (XI-VII вв.). ГМИИ им. А. С. Пусшкина. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
Фрагмент чехла мумии (картонажа). Древний Египет. III Переходный период (XI-VII вв.). ГМИИ им. А. С. Пусшкина.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Значительная часть экспонатов относится к древнерусской церковной деревянной скульптуре. На выставке представлены статуи ангелов, херувимов, святых, фрагменты иконостаса, резные иконы, складни. Из-за церковных запретов, а в советские годы вследствие неправильного хранения или прямого уничтожения эти предметы довольно редки. Особого внимания заслуживают Царские врата из Переславль-Залесского музея-заповедника. Их относят к концу XVI — началу XVII века. Изначально врата были цветными, но позже их «обарочили», полностью позолотив. На Всемирной выставке в Париже в 1867 году эти врата получили награду.

Не меньший интерес представляют две пары брачных венцов XVII–XVIII веков из Государственного исторического музея. Согласно канону на женских венцах изображена Богоматерь, на мужских — Христос. Технология их создания связана с традиционной иконописью: на деревянную основу накладывали паволоку — ткань, затем грунтовали и расписывали темперными красками. Примечательно, что такие венцы обычно вырезались из цельного блока дерева.

«Тайная вечеря». Конец XVIII в. Скульптурная композиция из фондов Музея Московской духовной академии.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
«Тайная вечеря». Конец XVIII в. Скульптурная композиция из фондов Музея Московской духовной академии.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Две декоративные скульптуры — «Обезьяна с коробом» и «Молодой человек с петухом в правой руке» — предположительно работа немецких мастеров XVIII века. Инкрустированные ракушками, кораллами и перламутром, они стоят в боковых нишах павильона «Грот» усадьбы Шереметевых Кусково. Реставраторы убрали загрязнения, укрепили мастику, грунт и красочный слой, подклеили подвижные раковины, тонировали потертости и покрыли скульптуры защитным слоем.  

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря
«Цвет сквозь эпохи»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+