Открытие филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре, в здании легендарной конструктивистской фабрики-кухни завода имени Масленникова (ее реставрация велась с 2019 года), все откладывается и откладывается. Сначала речь шла о конце 2023-го, затем о середине мая текущего года, потом возникли сомнения насчет этой даты, потом они были опровергнуты… Однако безусловно известно, каким именно проектом филиал откроется — выставкой под названием «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Ее идея, сформулированная еще при предыдущем директоре музея, Зельфире Трегуловой, тесно связана с оригинальным предназначением здания — фабрики-кухни, утопического конвейера с непрерывным циклом производства и потребления еды.
В преддверии вернисажа галерея угощает нас закусками к этому сюжету. В числе новостей — известие о том, что завершена реставрация одной из картин, которые на выставку привезут из Москвы. Речь идет о хрестоматийном полотне Василия Перова «Охотники на привале» (1871). Оно было осмотрено задолго до вывоза в Самару, и реставраторы пришли к выводу, что хорошо бы им этим произведением заняться, тем более что оставшееся время позволяло.
Изучение сохранности картины, состава лака, а также архивных материалов о предыдущих реставрациях позволило составить план необходимых работ. Результаты проб, взятых отделом комплексных исследований, показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями. В музее приняли решение об очистке полотна, ведь такое многослойное помутнение приводит к колористическому и тональному искажению авторского замысла.
Утоньшать лак решили составом в виде геля, нанесенным на специальные салфетки. Этот способ был успешно освоен в мастерской научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX века Третьяковской галереи под руководством Андрея Голубейко (лауреата Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация», а также Государственной премии). Его уже применяли при реставрации полотен Николая Ге, Ильи Репина, Константина Флавицкого и других современников Перова, и метод доказал, что он дает возможность максимально эффективно сохранить авторскую живопись, при этом позволяя сберечь изначальный, авторский слой лака, нанесенный на полотно самым первым.
Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова. Как сообщают в ГТГ, картине удалось вернуть первоначальные краски: «Серое небо обрело привычное для средней полосы России белесое утреннее свечение, стали более заметными очертания снежинок, открылась синева пейзажа заднего плана». После снятия потемневшего лака стало видно ружье за спиной главного рассказчика, раскрылся глаз собаки, выглядывающей из зарослей. Среди других проявившихся деталей — глина на подошвах обуви, дырочки в шляпе егеря, пробитые случайным выстрелом дробовика.
Помимо этих изменений, заметных невооруженным глазом, также были проведены работы скрытые, но крайне важные для сохранности полотна: укреплены отставания красочного слоя, усилены авторские кромки, местами подведены реставрационные кромки. Вдобавок, с учетом предстоящей «гастроли», для картины был изготовлен новый подрамник, благодаря которому она сможет лучше переносить путешествия в будущем. А их, видимо, будет немало: кроме филиала в Самаре в этом году планируется открытие отделения в Калининграде, затем последует здание во Владивостоке, то есть количество перемещений шедевров из Третьяковской галереи по всей стране должно значительно вырасти.