18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Планета у нас одна: в «ГЭС-2» вычисляют индекс подобия Земле

Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Название проекта представляет собой научный термин. Индекс подобия Земле (Earth Similarity Index, ESI) разработан астрономами, планетологами и экологами, он характеризует степень пригодности разных планет для жизни

Максимальный показатель ESI — 1, это индекс самой Земли, единственной планеты, про обитаемость которой нам доподлинно известно; 0,8 и выше — у «потенциально обитаемых» экзопланет в созвездиях Лиры, Лебедя и других, их в последнее время открывают довольно часто благодаря космическому супертелескопу «Кеплер». А вот у Марса ESI уже 0,7. Однако внимание создателей выставки в «ГЭС-2» приковано к Земле, а индекс подобия для них — метафора, позволяющая с помощью художественных средств исследовать вопросы пригодности нашего мира к жизни отдельных людей, локальных сообществ или целых этнических групп, фиксировать и осмысливать происходящие на планете изменения.

Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В «Индексе подобия» представлены видео и инсталляции российских (группа «Нежные бабы», Женя Гаврилов, Женя Чайка) и международных авторов (Ли Биньюан, Ана Вас, Ольга Гротова, Харис Эпаминонда и другие). Мультимедийная инсталляция бразильца Лукаса Бамбози называется «Соластальгия». Это слово, придуманное австралийским экологом и философом Гленном Албректом, состоит из двух частей: solace («утешение») и nostalgia. Албрект определил его как «душевную боль, возникающую, когда пребывание в родных местах перестает приносить умиротворение». Австралиец пришел к понятию соластальгии, изучая жизнь людей в долине Хантер в штате Новый Южный Уэльс, где четверть века назад начали стремительно разрастаться угольные карьеры, а жители перестали узнавать родные края.

Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Бамбози в своей инсталляции рассматривает последствия добычи полезных ископаемых на юго-востоке Бразилии. Художник без особого оптимизма фиксирует разрушительность этого процесса. Его последствия, по замечанию автора, можно описать как потерю «непрерывности между небом и землей».

Дом культуры «ГЭС-2»
«Индексе подобия»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+