18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый президент Аргентины считает культуру непозволительной роскошью

Хавьер Милей откровенно демонстрирует свое отношение к работникам культуры и гуманитариям.  Фото: EPA/Juan Ignacio Roncoroni/TASS
Хавьер Милей откровенно демонстрирует свое отношение к работникам культуры и гуманитариям.
Фото: EPA/Juan Ignacio Roncoroni/TASS
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Хавьер Милей принимает активные меры по борьбе с музеями, библиотеками, научными институтами и художественными факультетами. Массовые увольнения в Национальной библиотеке и прекращение финансирования важного Института кино — это только начало

Администрация президента Аргентины Хавьера Милея планирует в ближайшие месяцы сократить число государственных служащих на 15–20% в рамках программы по выходу из финансового кризиса и борьбе с коррупцией. Милей утверждает, что государственные структуры представляют собой «криминальную группировку», которую необходимо сократить до минимума. Президент продолжает выполнять свои предвыборные обещания с тех пор, как занял этот пост в декабре минувшего года. Его первый указ был направлен против Министерства культуры, которое с тех пор расформировали, а его полномочия передали в другие ведомства.

В число музеев, уже затронутых изменениями, входит Музей латиноамериканского искусства в Буэнос-Айресе (MALBA). Представитель музея рассказал нам, что принятое правительством Милея решение лишить финансирования Национальный институт кино и аудиовизуальных искусств (INCAA) негативно скажется на его кинопрограмме Malba Cine, в рамках которой они совместно каждый месяц проводят показы четырех фильмов.

«Решение нынешней администрации, парализовавшее деятельность INCAA, ставит под угрозу работу всех площадок, устраивающих показы аргентинского кино, — говорит исследователь и активист Фернандо М.Пенья, занимающий пост директора Malba Cine. — Значительную часть нашей программы составляют премьеры аргентинских фильмов, которые сильно нуждаются в адекватных площадках. На протяжении 20 лет мы устраивали премьеры от двух до четырех полнометражных фильмов в месяц. Если ситуация не изменится, эта непрерывная традиция, вокруг которой сложилась собственная аудитория, окажется под угрозой».

Если до сих пор при государственной поддержке в Аргентине выходило около 200 фильмов в год, то теперь ожидается, что их число резко сократится. Что же до лишения финансирования INCAA, то Министерство человеческого капитала Аргентины выпустило официальное уведомление, в котором говорится, что «времена, когда кинофестивали финансировались за счет голода тысяч детей, прошли». Правительство обещает еще больше сокращений в ближайшие месяцы. «Мы твердо намерены добиться нулевого дефицита бюджета, и это не подлежит обсуждению», — говорится в уведомлении.

В марте администрация президента потребовала уволить 120 работников Нацио­нальной библиотеки Мариано Морено (BNMM) — центрального филиала Национальной библиотеки Аргентины. Сотрудникам сообщили о том, что их контракты не будут продлены, по электронной почте. Раньше штат BNMM насчитывал около 900 человек в трех филиалах. Библиотека выпустила заявление, в котором подчеркнула, что у нее «не осталось работников» и что «рабочий класс в целом переживает жесткое изменение условий, в том числе перевод доходов в пользу предпринимательских меньшинств».

В ответ на решение об увольнении более 2,2 тыс. человек подписали открытое письмо, адресованное директору библиотеки Сусане Сото Перес, с просьбой восстановить в должности одного из сотрудников — профессора и исследователя Роберто Касаццу, проработавшего в учреждении почти три десятилетия и входящего «в число величайших латиноамериканских библиографов XV–XVIII веков».

Хавьер Милей, бывший экономист и активный участник телевизионных дебатов, называет себя «анархо-капиталистом». Он занял пост президента, когда инфляция в Аргентине достигла 140%, а почти 50% населения оказалось за чертой бедности. В ходе предвыборной кампании он назвал образование в области искусств «пустой тратой времени», университеты — «центрами идеологической индоктринации», а научные исследования — «роскошью, которую наша страна не может себе позволить».

Первым своим указом на посту президента Милей расформировал Министерство культуры Аргентины, распределив его функции по другим секторам. Его действия и отношение к культуре поразительно схожи с подходом крайне правого бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару, который тоже считал налоговые льготы для культурных институций порочной практикой и ликвидировал Министерство культуры Бразилии в первый же день на посту президента в 2019 году, стремясь урезать финансирование культурного сектора серией резких бюджетных сокращений (сменивший его в минувшем году новый президент Луис Инасиу Лула да Силва восстановил министерство).

Будущее покажет, как повлияют меры жесткой экономии Милея на другие музеи и учреждения культуры Аргентины. Некоторые из наиболее выдающихся художественных институций страны, в том числе Музей современного искусства в Буэнос-Айресе (MACBA), финансируются из частных источников либо получают основную часть финансирования не из государственного, а из муниципального бюджета. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+