Константин Бранкузи (1876–1957) родился в румынском селе и научился вырезать по дереву раньше, чем читать и писать. Легенда гласит, что, выучившись на скульптора в Крайове и Бухаресте, в 1904 году честолюбивый молодой художник пешком добрался до Парижа, столицы модернизма. Огюст Роден увидел в нем потенциал и сделал своим ассистентом, но уже через месяц Бранкузи ушел из его мастерской, потому что, как он позже выразился, «в тени высокого дерева ничего не растет». В дальнейшем он отказался от лепки моделей из глины, которая была основной техникой Родена, в пользу непосредственной резьбы завораживающе упрощенных, почти абстрактных форм из дерева или камня — это был прорыв, определивший развитие скульптуры в ХХ веке.
«Бранкузи не вписывается в рамки ни одного из движений и «измов» в искусстве», — говорит Ариан Кулондр, ведущий куратор большой ретроспективы художника, которая открылась весной в Центре Помпиду. «Не будучи сам абстракционистом, Бранкузи проложил путь для развития абстракции в скульптуре», — добавляет куратор. Скульптор создал сравнительно мало работ, в поисках совершенства постоянно возвращаясь к небольшому числу любимых мотивов: поцелуй, спящая голова, птица. Его влияние испытали такие разные художники, как Джефф Кунс, Саймон Старлинг и Пьер Юиг. И все же, несмотря на это огромное влияние, больших выставок Бранкузи за всю историю было раз, два — и обчелся. Отчасти это связано с тем, что, как объясняет Кулондр, его скульптуры крайне хрупки и их сложно перемещать.
В 1956 году, за год до смерти, скульптор завещал свою мастерскую Франции с условием, что ансамбль сохранят точно в том виде, в каком он его оставил. Застывшая во времени композиция из 137 скульптур и 87 сделанных специально под них пьедесталов хранится в Центре Помпиду почти полвека. В 1990-е Ренцо Пьяно построил напротив центра отдельное здание для тщательно реконструированной мастерской Бранкузи. Но с прошлой осени она стоит закрытой: сначала часть работ отвезли в Румынию на выставку в Тимишоаре, а затем содержимое мастерской пересобрали в новом виде для грандиозной экспозиции в Центре Помпиду — она стала одной из последних выставок перед закрытием музея в 2025 году на пять лет на реновацию.
В состав выставки вошло более 120 скульптур и свыше 200 рисунков, фотографий и фильмов. В ее центре — мастерская Бранкузи, «захватывающее пространство, играющее ключевую роль для понимания его творческого процесса».
Дизайнер выставки Паскаль Родригес сделал первый зал «белым и ярко освещенным», чтобы «передать на физическом уровне шок, который испытывали посетители» необычного пространства, созданного Бранкузи в тупике Ронсен в монпарнасской колонии художников. Ман Рэй вспоминал, что был «впечатлен сильнее, чем в любом соборе», а Эзра Паунд описывал мастерскую как «целую вселенную формы».
По словам Ариан Кулондр, в зрелом возрасте Бранкузи избегал выставляться за пределами мастерской из-за реакции, которую вызывали его радикальные скульптуры. В ряду скандалов было даже судебное разбирательство с американским таможенным ведомством, предметом которого стал вопрос о том, является ли абстрактная бронза «Птица в пространстве» беспошлинным произведением искусства или «облагаемой налогом утварью». В 1928 году судьи неохотно признали, что искусство может «не только имитировать природные объекты, но и изображать абстрактные идеи».
Спустя век целая стая «Птиц в пространстве» заняла одно из центральных мест на выставке, а ее фоном стал вид на Париж с шестого этажа Центра Помпиду. Скандально известная фаллическая «Принцесса Х», снятая с экспозиции Салона независимых 1920 года по причине непристойности, украшает раздел, посвященный теме маскулинного и феминного в творчестве скульптора.
Центр Помпиду
«Бранкузи»
До 1 июля