18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Искусство Константина Бранкузи выбралось на новые просторы

Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1907.  Фото: The Art Museum of Craiova, Roumanie
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1907.
Фото: The Art Museum of Craiova, Roumanie
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Более 120 скульптур временно переехали из мастерской Бранкузи, где они десятилетиями были расставлены в точном соответствии с завещанием мастера, в соседнее здание Центра Помпиду. Здесь до конца июня их можно увидеть в совершенно новой экспозиции

Константин Бранкузи (1876–1957) родился в румынском селе и научился вырезать по дереву раньше, чем читать и писать. Легенда гласит, что, выучившись на скульптора в Крайове и Бухаресте, в 1904 году честолюбивый молодой художник пешком добрался до Парижа, столицы модернизма. Огюст Роден увидел в нем потенциал и сделал своим ассистентом, но уже через месяц Бранкузи ушел из его мастерской, потому что, как он позже выразился, «в тени высокого дерева ничего не растет». В дальнейшем он отказался от лепки моделей из глины, которая была основной техникой Родена, в пользу непосредственной резьбы завораживающе упрощенных, почти абстрактных форм из дерева или камня — это был прорыв, определивший развитие скульптуры в ХХ веке.

Константин Бранкузи в своей мастерской. 1933 - 1934. Фото: Centre Pompidou, Mnam− Cci/Dist. Rmn-Gp
Константин Бранкузи в своей мастерской. 1933 - 1934.
Фото: Centre Pompidou, Mnam− Cci/Dist. Rmn-Gp

«Бранкузи не вписывается в рамки ни одного из движений и «измов» в искусстве», — говорит Ариан Кулондр, ведущий куратор большой ретроспективы художника, которая открылась весной в Центре Помпиду. «Не будучи сам абстракционистом, Бранкузи проложил путь для развития абстракции в скульптуре», — добавляет куратор. Скульптор создал сравнительно мало работ, в поисках совершенства постоянно возвращаясь к небольшому числу любимых мотивов: поцелуй, спящая голова, птица. Его влияние испытали такие разные художники, как Джефф Кунс, Саймон Старлинг и Пьер Юиг. И все же, несмотря на это огромное влияние, больших выставок Бранкузи за всю историю было раз, два — и обчелся. Отчасти это связано с тем, что, как объясняет Кулондр, его скульптуры крайне хрупки и их сложно перемещать.

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

В 1956 году, за год до смерти, скульптор завещал свою мастерскую Франции с условием, что ансамбль сохранят точно в том виде, в каком он его оставил. Застывшая во времени композиция из 137 скульптур и 87 сделанных специально под них пьедесталов хранится в Центре Помпиду почти полвека. В ­1990-е Ренцо Пьяно построил напротив центра отдельное здание для тщательно реконструированной мастерской Бранкузи. Но с прошлой осени она стоит закрытой: сначала часть работ отвезли в Румынию на выставку в Тимишоаре, а затем содержимое мастерской пересобрали в новом виде для грандиозной экспозиции в Центре Помпиду — она стала одной из последних выставок перед закрытием музея в 2025 году на пять лет на реновацию.

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

В состав выставки вошло более 120 скульптур и свыше 200 рисунков, фотографий и фильмов. В ее центре — мастерская Бранкузи, «захватывающее пространство, играющее ключевую роль для понимания его творческого процесса».

Дизайнер выставки Паскаль Родригес сделал первый зал «белым и ярко освещенным», чтобы «передать на физическом уровне шок, который испытывали посетители» необычного пространства, созданного Бранкузи в тупике Ронсен в монпарнасской колонии художников. Ман Рэй вспоминал, что был «впечатлен сильнее, чем в любом соборе», а Эзра Паунд описывал мастерскую как «целую вселенную формы».

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

По словам Ариан Кулондр, в зрелом возрасте Бранкузи избегал выставляться за пределами мастерской из-за реакции, которую вызывали его радикальные скульптуры. В ряду скандалов было даже судебное разбирательство с американским таможенным ведомством, предметом которого стал вопрос о том, является ли абстрактная бронза «Птица в пространстве» беспошлинным произведением искусства или «облагаемой налогом утварью». В 1928 году судьи неохотно признали, что искусство может «не только имитировать природные объекты, но и изображать абстрактные идеи».

Спустя век целая стая «Птиц в пространстве» заняла одно из центральных мест на выставке, а ее фоном стал вид на Париж с шестого этажа Центра Помпиду. Скандально известная фаллическая «Принцесса Х», снятая с экспозиции Салона независимых 1920 года по причине непристойности, украшает раздел, посвященный теме маскулинного и феминного в творчестве скульп­тора. 

Центр Помпиду
«Бранкузи»
До 1 июля

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+