18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»

Гараж «Интуриста».  Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
Гараж «Интуриста».
Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Знаменитый архитектор Константин Мельников сам называл свою деятельность по проектированию гаражей «монопольным захватом». В истории с гаражом «Интуриста», поведанной в книге Ольги Шурыгиной, отразилось немало противоречий той эпохи

Импрессионизм, фовизм, кубизм, автомобилизм. Последний «изм» оказался в этом ряду неслучайно: автомобиль — ровесник современного искусства, а его гоночная модификация, как считал стоявший у руля футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, прекраснее даже Ники Самофракийской. Под стать этим «скульптурам с двигателями» строили и гаражи. Так, в Советском Союзе образца 1920–1930-х годов они были на архитектурной передовой наряду с домами-коммунами и рабочими клубами. Одному из них, известному как гараж «Интуриста», посвящена новая книга издательства Tatlin.

Открывая ее в самом начале, на 1529-й странице (сквозная нумерация проходит через всю серию Archive, которая с 2011 года рассказывает о выдающихся объектах советского архитектурного авангарда), читатель встречает Мистера Твистера из поэмы Самуила Маршака. Чтобы таким Мистерам Твистерам, то есть гостям из-за рубежа, было комфортнее передвигаться по новоиспеченной столице новоиспеченного государства, акционерное общество «Интурист» закупило для своего московского отделения новенькие «линкольны» и автобусы. Для них и потребовалась просторная стоянка.

Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.
Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.

К тому моменту — а это начало 1930-х годов — авторитет Константина Мельникова (1890–1974) в строительстве гаражей «вырос в монопольный захват» — так сам он однажды выразился. Но в случае с «Интуристом» он отвечал только за фасад. Автор книги, историк архитектуры Ольга Шурыгина, стремится вывести из тени прославленного архитектора непосредственных проектировщиков здания — инженера Льва Давидовича и архитектора Валерия Курочкина — и других причастных.

Ничуть не умаляя заслуг Мельникова, она занимает в отношении «гаражной» части его наследия критическую позицию, что выделяет ее среди других исследователей: о новаторских находках пишут чаще, чем о недочетах. Книгу полезно будет прочитать тем, кто по инерции причисляет мастера к конструктивистам, тогда как форма у него подчинялась не столько функции, сколько фантазии, а бюджеты на гаражи были «дворцовыми». Потому, вероятно, сегодня они так удачно трансформируются в музеи.

Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.  Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Гараж «Интуриста», впрочем, принадлежит ФСБ — перешел по наследству от НКВД. Он должен был бы называться «гаражом чекиста», ведь общество «Интурист» им даже не воспользовалось. Да и архитектурное решение попавшего в опалу Мельникова реализовали лишь наполовину. Именно поэтому рассекающая фасад диагональ, на которой он планировал разместить настоящий, будто бы несущийся ввысь автомобиль, нелепо обрывается посередине, упираясь в левую часть здания, возведенную вообще по другому проекту. Книга позволяет сопоставить эскизы и фотографии — сравнение получается в духе «ожидание/реальность».

Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.  Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Помимо этой архитектурной драмы, автор раскрывает уйму любопытных фактов: многоэтажным паркингам предшествовали многоэтажные конюшни; первые московские автосервисы сосредоточились на Каретном Ряду; а гараж в России едва не переименовали в «сарай для самовозов». Этих «самовозов» накануне 1917 года по Москве колесило порядка полутора тысяч. Обновлялся автопарк плохо. Так, для Виктора Шкловского, написавшего в 1928 году статью в журнал «За рулем», автомобиль был уже никакой не Никой Самофракийской, а «барахлом на ходу». Зато гаражи строили достойные исследований.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+