18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея

Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно

Про эпохальную, почти 30-летнюю стройку Государственной Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной можно написать не один том, что, собственно, и сделали представители подрядчика — на свой лад. В атриуме со стеклянным потолком, отделанным красным клинкерным кирпичом, входящих встречают макет корпуса в Кадашах и мультимедиаэкран, повествующий историю долгостроя в лицах (фото причастных с помощью нейросети стилизованы под живопись). Правда, тут больше рассказывается о тех, кто участвовал в последнем этапе стройки.

А ведь задумано музейное расширение было еще Алексеем Щусевым, который возглавлял музей с 1926 по 1929 год. Он надеялся развить вокруг дома семьи Третьяковых музейный квартал. Сохранился эскиз фасада здания на Кадашёвской набережной 1944 года, созданный Алексеем Щусевым в том же неорусском стиле, что и корпус, построенный по его проекту к 1936-му с северной стороны основного здания. С южной он предполагал возвести еще один, который бы вдвое расширил музейные площади. Последняя большая реконструкция и стройка на этом историческом месте была в 1980-х годах при директоре Юрии Королеве, в результате чего возникли Инженерный корпус и депозитарий. И вот корпус в Кадашах площадью 35 тыс. кв. м и стоимостью более 15,5 млрд руб. воплотил давнюю мечту Щусева.

Закладной камень нового здания появился на набережной с видом на Кремль в апреле 1995 года, когда директором ГТГ был еще Валентин Родионов. Тогда проектом занималось бюро «Моспроект-4» Андрея Бокова, которое сделало основное конструктивное решение, оставшееся, несмотря на последовавшие перипетии с корректировкой проекта и разработкой новых фасадов. Саму стройку пытались запустить в 2007 году, но начало работ все откладывалось, а расходы росли. На этап котлована вышли в 2013-м при Ирине Лебедевой, возглавлявшей Третьяковку с 2009 по 2015 год. При ней же был проведен закрытый конкурс на фасадное решение здания. В нем участвовало шесть архитектурных бюро, в том числе Андрея Бокова, но выиграл СПИЧ Сергея Чобана.

Интерьер корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Интерьер корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея

Стройка продолжилась при Зельфире Трегуловой, директоре Третьяковки с 2015 по 2023 год. По перспективному плану развития галереи, разработанному по ее инициативе, новый корпус должен был стать частью грандиозной «перекодировки» исторической территории галереи: в частности, тогда было предложено убрать забор, создав открытую публичную зону вокруг исторического здания, но эта идея не осуществилась.

Мытарства вокруг долгостроя в представленном мультимедиаэкскурсе оставлены за скобками, указаны лишь параметры и участники создания проекта: компания-подрядчик «Ланит», «Единый заказчик» (созданная правительством РФ компания для централизации государственных закупок в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капремонта объектов), бюро СПИЧ и «Моспроект-4».

Приводится комментарий Сергея Чобана, который выделяет две особенности архитектурного облика здания: «Во-первых, это следование традиции исторических фасадов Третьяковки разных времен с кирпичными стенами и белокаменными деталями — важной чертой, присущей традиционной московской архитектуре в целом. И во-вторых, создание фасада, ясно говорящего на языке архитектуры о назначении здания. Превращение окон в картины, напоминающие стены собрания Третьяковых ритмом шпалерной развески, стало ответом на эту задачу».

В результате 34 окна, обращенные на Водоотводный канал в сторону Кремля, заполнили нанесенные особым образом репродукции известных работ из фондов Третьяковки. Изнутри черное напыление на стеклах смотрится как фигуративная грязь от летящих по набережной авто. Так что из кафе на третьем этаже и ресторана на четвертом не так уж различим знаковый пейзаж, а выход на крышу, откуда вид на Москву открывается во всей своей широте, для публики будет закрыт.

Открытие корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Открытие корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея

Заместитель руководителя компании «Ланит» по строительству Сергей Фатеев отметил, что с 2019 года, когда они приступили к объекту, «пришлось многое менять». «То проектирование, которое было изначально, требовало пересмотра. Например, заменили вертикальный транспорт: лифты, эскалаторы, грузовые платформы. С учетом всем известных событий, которые повлияли на поставки, мы нашли не худшее решение, отвечающее музейным стандартам. Я разговаривал с Андреем Боковым, у него есть свой взгляд на то, что получилось. Он сказал, что планировал атриум как некую улицу, которая упирается в исторические корпуса, и это сохранилось в итоговом варианте», — рассказал он. Оборудование, кстати, удалось закупить в основном китайского производства.

Атриум со стеклянной крышей разрезает здание по диагонали. Слева от него расположатся реставрационные мастерские площадью 900 кв. м и хранение (сюда в ближайшее время переедет графика), справа — экспозиционные площадки на 4 тыс. кв. м. Корпус связан с историческим подвесным переходом длиной 56 м, который врезан в здание 1980-х годов постройки и выходит на залы Ге и Репина. По нему сюда будут переправлять произведения искусства, не вынося на улицу.

На первом этаже находится зал, где представлено два проекта без оригинальных экспонатов. Один из них называется «Азбука» и стилистически вторит фасадному решению: на разноформатных экранах-окнах, словно в рамах, показаны основные картины из фондов ГТГ. На панели перед ними можно нажать букву, и высветится работа известного автора: допустим, на «А» — васнецовская «Аленушка». Напротив — проект «Вселенная Третьяковки», здесь можно увидеть макеты региональных филиалов музея. Они дополнены картой с городами, где вот-вот заработают новые представительства: это Владивосток, Калининград и Самара. После фестиваля «Интермузей», которым открылась ГТГ в Кадашах, эти выставки продолжат работать еще как минимум год. Попасть в музей можно бесплатно, по предварительной регистрации.

Фестиваль «Интермузей» в корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Фестиваль «Интермузей» в корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея

На следующем уровне находится двухэтажный зал, где будут проходить основные временные выставки, как это было запланировано в концепции развития ГТГ. Вокруг него в преддверии открытия было больше всего дискуссий. Критики сетуют, что решение с передвижными панелями, разработанное еще в 1990-х финнами, устарело. Но пока никаких панелей в зале нет, это огромная коробка с несколькими входами, над которой нависают квадратные лампы, как в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

Она должна уйти на ремонт в 2025 году, и в Кадаши, вероятно, переедет искусство XX–XXI веков. Впрочем, четкого плана пока нет, часть работ может уехать и в Инженерный корпус. «Есть варианты. Зависит от того, как решат наши хранители и исследователи искусства прошлого века», — уточняет директор Третьяковской галереи Елена Проничева. Так же неуверенно она рассказывает о переезде администрации в новое здание. Предполагается, что директорский кабинет будет тут, но когда — пока не ясно. Насчет перспектив — тоже общо, не вдаваясь в детали: «Разрабатывается новая стратегия. Планы развития выстраиваются в формате „пять плюс пять“. Подробные планы на пять лет плюс перспектива — еще на пять лет».

Понятно, почему — с такой-то историей строительства корпуса, сопровождавшегося многочисленными переносами сроков сдачи, — Проничева осторожничает. Зато ясна ближайшая перспектива: первый выставочный проект планируют открыть в октябре, это будет ретроспектива «Передвижники», посвященная нашему главному художественному движению XIX века — Товариществу передвижных художественных выставок.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+