Историк, исследователь иконографии Дмитрий Антонов — один из тех уникальных ученых-популяризаторов, следить за активностью которых едва успеваешь. Казалось бы, только что вышла захватывающая книга о суевериях в искусстве, написанная им вместе с двумя другими «энерджайзерами» подобного рода — Сергеем Зотовым и Михаилом Майзульсом, под названием «Восковые ноги и железные глаза: вотивные практики от Средневековья до наших дней». Но нет — не только что, а уже в 2022 году. А книга «Иконы советской традиции» про странные мутации канонических образов в СССР? Это тоже уже прошлый год. А до того были потрясающие «Анатомия ада: путеводитель по древнерусской визуальной демонологии» и «Демоны и грешники в древнерусской иконографии». Вот и теперь, не успели мы взяться писать обзор на «Нимб и крест», как на подходе уже новая книга Антонова, про русское Средневековье. Но о ней в другой раз, сейчас же разберемся именно с «Нимбом и крестом». Тем более что это такое издание, которого давно не хватало в списке книг для базового знакомства с историей искусства.
Энциклопедия, снабженная массой иллюстраций и жесткой структурой, аккуратно проводит читателя через русскую иконопись (а также фрески и книжную миниатюру), знакомя сначала с азбучными истинами их чтения, а потом с более сложной грамматикой. Книга подготовлена Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, а сам автор — не искусствовед, но исследователь семиотики иконографии и культурной антропологии. Поэтому избранный им подход очень выигрышный. Книга рассказывает о строго конкретных, обозримых глазом вещах: символах, знаках, атрибутах, жестах, позах, композиции, расшифровывая их с сугубо повествовательной точки зрения.
Этот путеводитель станет отрадой для тех начинающих, кто желал познакомиться с языком русской иконописи, но по неосторожности начал чтение с трудов искусствоведов, рассказывающих о тонких нюансах стилистики разных веков и регионов, или теологов, рассуждающих о богословском смысле иконы и ее духовном наполнении. В общем, о тех неуловимых эмпиреях, для постижения которых нужны уже большой опыт и продолжительные тренировки.
Антонов не описывает икону с точки зрения эстетических категорий, зато подробно показывает разницу в форме нимбов, опушек княжеских шапок, скрещенных на груди рук и так далее, расшифровывая значение таких нюансов. Иконографических деталей на 300 страницах этой книги собрано так много, что она станет полезным чтением и для матерых знатоков иконописи, перенастроив их оптику на иконологический лад.
Отдельно отметим полезность четвертой главы — «Сюжеты и знаки: принципы чтения». На примере нескольких тем автор учит своего читателя смотреть на икону целиком, собирая из разрозненных, уже известных кусочков информации общий сюжет. Две темы базовые — «Распятие» и «Сошествие в ад» — и две редкие — «Битва новгородцев с суздальцами» и «Хвалите Господа с небес». Это разбор отдельных иконографий с указанием на детали, которые обычно можно легко упустить, — явно пример того, по какому пути читателю следует идти в собственном развитии при дальнейшей самостоятельной работе. Таким образом, путеводитель успешно учит логике иконы, превращая каждого будущего созерцателя в своего рода детектива, сыщика, который далее сможет искать в изображении ключи дешифровки.
Кто бы теперь написал столь же понятную книгу, обучающую эстетике иконы…