18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Путем квалифицированного разбоя: как пополнялись музейные запасники рейха

Выставка «Эрмитаж. Будни войны» в залах Манежа. 2021.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Эрмитаж. Будни войны» в залах Манежа. 2021.
Фото: Государственный Эрмитаж
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Сборник «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны» стал результатом международного сотрудничества исследователей. Авторы убедительно и документированно рассказали о том, как шла тогда охота за культурными ценностями

Это горькое чтение никак нельзя назвать приятным. Книга являет подробнейшую хронику катастрофы, постигшей уникальные музейные комплексы на северо-западе СССР, императорские резиденции вокруг Ленинграда, а также города Псков и Новгород в годы Второй мировой войны. Но примечательна книга не только этим. Во-первых, она создана в жанре, как его называют сами авторы, микроистории, когда взгляд исследователя периодически сосредотачивается на одном человеке либо на нескольких неделях, и даже днях, из жизни того или иного музея. Такая оптика — наведение фокуса на исторические мгновения — дает удивительный результат: трагедия уничтожения памятников культуры переживается гораздо острее.

Коринна Кур-Королев, Ульрике Шмигельт-Ритиг, Елена Зубкова, при участии Вольфганг Айхведе . «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны» / Пер. с нем. К. Левинсон. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 552 с.
Коринна Кур-Королев, Ульрике Шмигельт-Ритиг, Елена Зубкова, при участии Вольфганг Айхведе . «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны» / Пер. с нем. К. Левинсон. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 552 с.

Во-вторых, книга — плод удивительной международной кооперации: с 2012 по 2018 год ее сообща писали несколько ученых из России и Германии. Москвичка Елена Зубкова освещала до- и послевоенное состояние музеев. Ульрике Шмигельт-Ритиг из Берлина работала над главами о немецкой стратегии по отношению к памятникам искусства на оккупированных территориях и о том, что происходило в годы войны в Новгороде и Пскове. Коринна Кур-Королев из Берлина отвечала за главы о четырех царских дворцах и послевоенных поисках произведений искусства, вывезенных оттуда. Марлен Хиллер из Баденвайлера не только книгу редактировала, но и вносила в исследование «концептуальные и содержательные» акценты.

Все шесть лет, пока длилась работа, авторы участвовали в научных конференциях, взаимодействовали с архивами и музеями, помогая восстановить провенанс или судьбу произведений, общались с потомками немецких солдат, получили доступ к их письмам и дневникам. Эти подробности обогатили исследование.

Невозможно кратко описать все эпизоды и действующих лиц книги. Вот, например, глава о механизме изъятия культурных ценностей во время оккупации советского Северо-Запада. У немцев существовало несколько групп для этих целей. Оперативный штаб рейхсляйтера Альфреда Розенберга отбирал самые ценные вещи для «музея фюрера», свои охотники за сокровищами были у МИД и СС, и нередко эти подразделения друг с другом конкурировали. Кроме того, существовала армейская служба охраны произведений искусства, и один из ее руководителей — граф Эрстотто цу Сольмс-Лаубах (доктор наук, выпускник Марбургского университета) — открыл в 1941 году в Поганкиных палатах в Пскове выставку найденных им произведений живописи и икон. «С одной стороны — это место спокойного созерцания и духовного отдыха для немецких солдат, — объяснял он инициативу, — а с другой — достойное и квалифицированное хранение старинных европейских произведений искусства».

Послевоенное восстановление Петергофа. Фонтан Нептун. Монтаж скульптуры. 1956.  Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Послевоенное восстановление Петергофа. Фонтан Нептун. Монтаж скульптуры. 1956.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Сольмс-Лаубах привлек к реставрации икон местных и немецких специалистов. Один из его подчиненных, искусствовед Вернер Кёрте (докторская степень по археологии, истории и философии Базельского университета), отвечал за инвентаризацию привезенных из Новгорода икон. Он писал жене, что делал это «с сожалением» («…мое место на передовой, и я хочу остаться на фронте»). И это, конечно, огромный немой вопрос, поставленный в книге: как сов­мещались в людях прекрасное образование и стремление убивать?

В исследовании приводится много примеров как преступной халатности (в том, что касалось эвакуации искусства из прифронтовых зон, то она практически повсеместно была провалена) и мародерства, так и подлинного героизма, когда работники музеев, как это было в Гатчине, рискуя жизнью, в последний момент, под бомбежками, прятали в тайники, закапывали то, что не успели вывезти в тыл.

Сколь безудержным и иррациональным было озверение людей во время войны, вылившееся в том числе и в бессмысленное уничтожение десятков тысяч произведений искусства, столь же безгранична воля их потомков в искуплении вины, и книгу можно рассматривать как род покаяния. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+