При упоминании имени Александра Юликова в сознании обычно всплывает слово «минимализм» — и того же рода работы. Умозрительная привязка закономерна: именно на поприще геометрической абстракции этот московский художник получил известность — сначала в узких нонконформистских кругах, а позже и у более широкой публики, в том числе международной. На прошлогодней ретроспективной выставке «Пространственные альтернативы», устроенной в Третьяковской галерее к 80-летию Юликова, как раз и демонстрировались главным образом его беспредметные произведения разного времени.
Иной ракурс предложен сейчас на выставке «Головы» в галерее ГУМ-Red-Line (этим проектом отмечено пятилетие институции). Само заглавие дает понять, что фигуративность здесь все же играет определенную роль, пусть и совершенно не повествовательную. «Кроме широко известных нефигуративных работ у Юликова на протяжении всей жизни существовало несколько других тем, про которые мало знают, — говорит куратор выставки Михаил Сидлин. — Головы — одна из них; она возникла у автора очень давно, буквально в возрасте 14 лет, и продолжается по сей день. До начала 1970-х годов это, как правило, головы, написанные в очень непохожих стилях; иногда даже может возникнуть ощущение, что сделаны они разными авторами. А уже в 1980-е появилась устойчивая, хотя и постоянно развивающаяся линия. Я попытался выстроить из всего этого некоторые группы».
Для проекта в ГУМ-Red-Line отобрана преимущественно живопись, но присутствует и ряд работ на бумаге. А еще включено «Острижение» — доработанный фотографический диптих, созданный в результате индивидуального боди-арт-перформанса 1976 года. Суммарно представлено более 50 произведений, охватывающих весь период творческой работы Александра Юликова. Это отнюдь не означает, будто «головы» создавались им бесперебойно, между сериями или единичными произведениями могли быть перерывы в несколько лет. При этом вполне понятно, что регулярное, почти циклическое возвращение к теме на протяжении 65 лет не случайно: художник явно находит в ней ту глубину, которая требует нескончаемой рефлексии. И сюжетная основа его фактически не интересует.
«Голова в самом общем приближении — это человек, символ человеческого существа, — поясняет Михаил Сидлин. — И в то же время это яйцеобразная форма, неправильный овоид с отклонениями от симметрии, с выпуклостями и так далее. Ее и исследует Юликов. Его живопись на эту тему нельзя назвать абстрактной, но и вполне фигуративной тоже».
Если «головы» более раннего времени изредка и в небольших количествах все же встречались на выставках, чаще всего коллективных, то новые холсты не показывались никогда и никому, за исключением близких друзей. Их особенность в том, что они принципиально не закончены, вернее, пребывают в состоянии перманентной доделки или переделки. «Намеренная незавершенность, процессуальность этой серии работ является существенной составляющей их смысла», — констатирует куратор выставки.
Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. Головы
До 23 августа