18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Полный порядок в головах: выставка Александра Юликова в ГУМ-Red-Line

Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент. Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Ретроспектива «Головы» включает работы художника, созданные более чем за полвека, начиная с «Автопортрета» 1958 года и заканчивая картинами, над которыми идет работа сейчас

При упоминании имени Александра Юликова в сознании обычно всплывает слово «минимализм» — и того же рода работы. Умозрительная привязка закономерна: именно на поприще геометрической абстракции этот московский художник получил известность — сначала в узких нонконформистских кругах, а позже и у более широкой публики, в том числе международной. На прошлогодней ретроспективной выставке «Пространственные альтернативы», устроенной в Третьяковской галерее к 80-летию Юликова, как раз и демонстрировались главным образом его беспредметные произведения разного времени.

Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Иной ракурс предложен сейчас на выставке «Головы» в галерее ГУМ-Red-Line (этим проектом отмечено пятилетие институции). Само заглавие дает понять, что фигуративность здесь все же играет определенную роль, пусть и совершенно не повествовательную. «Кроме широко известных нефигуративных работ у Юликова на протяжении всей жизни существовало несколько других тем, про которые мало знают, — говорит куратор выставки Михаил Сидлин. — Головы — одна из них; она возникла у автора очень давно, буквально в возрасте 14 лет, и продолжается по сей день. До начала 1970-х годов это, как правило, головы, написанные в очень непохожих стилях; иногда даже может возникнуть ощущение, что сделаны они разными авторами. А уже в 1980-е появилась устойчивая, хотя и постоянно развивающаяся линия. Я попытался выстроить из всего этого некоторые группы».

Александр Юликов в мастерской. Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов в мастерской.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Для проекта в ГУМ-Red-Line отобрана преимущественно живопись, но присутствует и ряд работ на бумаге. А еще включено «Острижение» — доработанный фотографический диптих, созданный в результате индивидуального боди-арт-перформанса 1976 года. Суммарно представлено более 50 произведений, охватывающих весь период творческой работы Александра Юликова. Это отнюдь не означает, будто «головы» создавались им бесперебойно, между сериями или единичными произведениями могли быть перерывы в несколько лет. При этом вполне понятно, что регулярное, почти циклическое возвращение к теме на протяжении 65 лет не случайно: художник явно находит в ней ту глубину, которая требует нескончаемой рефлексии. И сюжетная основа его фактически не интересует.

Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

«Голова в самом общем приближении — это человек, символ человеческого существа, — поясняет Михаил Сидлин. — И в то же время это яйцеобразная форма, неправильный овоид с отклонениями от симметрии, с выпуклостями и так далее. Ее и исследует Юликов. Его живопись на эту тему нельзя назвать абстрактной, но и вполне фигуративной тоже».

Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.
Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.

Если «головы» более раннего времени изредка и в небольших количествах все же встречались на выставках, чаще всего коллективных, то новые холсты не показывались никогда и никому, за исключением близких друзей. Их особенность в том, что они принципиально не закончены, вернее, пребывают в состоянии перманентной доделки или переделки. «Намеренная незавершенность, процессуальность этой серии работ является существенной составляющей их смысла», — констатирует куратор выставки.

Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. Головы
До 23 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+