В Новой Третьяковке только что открылась выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Конечно, самый знаменитый из этой троицы — Виктор Васнецов (1848–1926), автор растасканных на бесчисленные цитаты, мемы, пародии и прижившихся в массовой культуре картин «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке». Часто забывают, что он автор и еще одного всем известного произведения, а именно затейливого фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, ставшего символом всего традиционного русского искусства.
Его младший брат (у них была разница в восемь лет) Аполлинарий Васнецов (1856–1933) тоже очень известен, но по-другому: он оказался в числе первых градозащитников, тех, кто озаботился сохранением исторического наследия Москвы. Его самые популярные картины созданы на стыке искусства и науки, именно он, опираясь на архивные документы, воссоздал для нас облик допетровской Москвы.
Наконец, Андрей Васнецов (1924–2009), внук Виктора Васнецова, представитель совсем другой эпохи, знаменит, скорее, в художественном кругу, где его почитают за цветовой аскетизм и минималистичность образов. В эпоху оттепели, когда Андрей Васнецов, отвоевав в Великой Отечественной, появился на арт-сцене, эта сдержанная эстетика трактовалась и как нравственный выбор. Художник попал в основоположники так называемого сурового стиля, противопоставившего себя лакированной действительности сталинского извода соцреализма. Это не помешало ему впоследствии стать статусным академиком, получавшим крупные заказы на монументальные работы в разных городах СССР, и даже участником легендарного перестроечного Съезда народных депутатов. Более 50 его картин внесены в отдельную экспозицию в рамках общей выставки.
Вернемся к братьям Васнецовым. Чтобы по достоинству оценить их феноменальный успех, нужно вспомнить, что они родом из глухой провинции, Уржумского уезда Вятской губернии. Их батюшка был потомственным сельским священником, при этом человеком достаточно широких взглядов и хорошего образования, чтобы благословить двух из своих шестерых сыновей на рискованную творческую карьеру. Виктор сумел поступить в Петербургскую академию художеств. Аполлинарий поначалу выбрал путь народничества, год проработав сельским учителем. Впрочем, быстро разочаровавшись, он переехал к брату, уже обосновавшемуся к тому времени в столицах. Аполлинарий не получил регулярного художественного образования, но брал уроки непосредственно у автора «Прихода колдуна на сельскую свадьбу» Василия Максимова, у Василия Поленова и самого Ильи Репина — тот с него написал одного из персонажей «Крестного хода в Курской губернии». Аполлинарий вместе с братом проводил много времени в Абрамцеве, где под покровительством Саввы Мамонтова образовался легендарный кружок — творческое сообщество, в котором на стыке европейского модерна и национального фольклора и народного искусства выковывался новый русский стиль.
Прежде чем прийти к своим сказочным «Богатырям» и «Сиринам», Виктор отдал дань передвижническому бытовому жанру. Современники особо почитали его и как мастера религиозной живописи, считая, что он открыл в этом направлении новые горизонты.
В 1893 году Павел Третьяков купил у него более 400 живописных и графических эскизов к росписям Владимирского собора в Киеве, построенного к 900-летию Крещения Руси. Этим монументальным картонам отдан на выставке целый зал — тут и образы Богоматери и Христа Вседержителя, и Георгий Победоносец, и сцены Страшного суда, и роспись барабана главного купола «Радость праведных о Господе». Можно по достоинству оценить грандиозный труд художника, которому он отдал десять лет жизни. Примечательно, что большое влияние на живописца оказало путешествие в Италию — в художественных поисках он ориентировался на византийские образцы, в частности на мозаики сицилийских соборов Чефалу и Монреале.
Однако настоящая народная слава ждала художника на другом пути — как главного русского сказочника в искусстве, сумевшего обратить былинные образы в зримых героев. Свой дом в Москве Виктор Васнецов спроектировал как сказочный терем — с соответствующей обстановкой, и недаром сегодня это один из самых популярных малых музеев в составе Третьяковки. На выставке наряду с самыми хрестоматийными работами экспонируются картины из «Поэмы семи сказок» — «Царевна Несмеяна» и «Баба-яга», которые обычно находятся в доме-музее.
Квартира Аполлинария Васнецова в Фурманном переулке, где он провел последние 30 лет жизни, сегодня тоже мемориальный музей. Однако первые его адреса в Москве были другие: Остоженка и Софийская набережная. Открывавшийся с набережной вид на кремлевские соборы так потряс в молодости воображение художника, что он посвятил много лет изучению истории Московского Кремля и старой Москвы в целом. «Старая Москва» — именно так называется серия его самых известных работ, которая занимает центральное место на выставке, а дизайн этой части экспозиции должен напомнить о древнем Белом городе.
Сохранились мемуары, где описано, как Аполлинарий Михайлович приходил на заседания Московского археологического общества, членом которого он был, с эскизами, а потом дорабатывал их по замечаниям коллег-ученых. Как бы то ни было, по его дотошным, иногда кажущимся суховатыми с точки зрения живописи, но весьма убедительным исторически картинам мы сегодня и представляем себе Москву XVII века. И не только архитектуру, но и бытовую жизнь горожан. Например, на одной из картин он изображает «божедомов», давших имя Божедомке, — по-современному работников службы ритуальных услуг. Уже в советскую эпоху, когда в столице начали строить метрополитен, современники поражались Васнецову, который мог предсказать, какие древние памятники окажутся в раскопе. Аполлинарий Васнецов оказался единственным из художников, кто протестовал против сноса храма Христа Спасителя — открыто, в письме, отправленном в газету «Известия».
Очевидно, что перед куратором Ольгой Атрощенко стояла сложная задача — объединить очень разных и самобытных героев. Такими точками соприкосновения, по сообщению музея, стали «тема семьи, исторического прошлого и философского осмысления бытия». Помимо самой Третьяковки, в выставке участвует полтора десятка музеев и частных коллекционеров, так что «васнецовщина», как называл свою семью и все, что с ней связано, Виктор Васнецов, наверняка будет интересна разным аудиториям — и как формула «русскости», и просто как выставка трех выдающихся мастеров.
В статье использована информация с образовательного портала «Лаврус» Государственной Третьяковской галереи.
Новая Третьяковка
«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
До 4 ноября