18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова

В Новой Третьяковке только что открылась выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Конечно, самый знаменитый из этой троицы — Виктор Васнецов (1848–1926), автор растасканных на бесчисленные цитаты, мемы, пародии и прижившихся в массовой культуре картин «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке». Часто забывают, что он автор и еще одного всем известного произведения, а именно затейливого фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, ставшего символом всего традиционного русского искусства.

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Его младший брат (у них была разница в восемь лет) Аполлинарий Васнецов (1856–1933) тоже очень известен, но по-другому: он оказался в числе первых градозащитников, тех, кто озаботился сохранением исторического наследия Москвы. Его самые популярные картины созданы на стыке искусства и науки, именно он, опираясь на архивные документы, воссоздал для нас облик допетровской Москвы.

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Наконец, Андрей Васнецов (1924–2009), внук Виктора Васнецова, представитель совсем другой эпохи, знаменит, скорее, в художественном кругу, где его почитают за цветовой аскетизм и минималистичность образов. В эпоху оттепели, когда Андрей Васнецов, отвоевав в Великой Отечественной, появился на арт-сцене, эта сдержанная эстетика трактовалась и как нравственный выбор. Художник попал в основоположники так называемого сурового стиля, противопоставившего себя лакированной действительности сталинского извода соцреализма. Это не помешало ему впоследствии стать статусным академиком, получавшим крупные заказы на монументальные работы в разных городах СССР, и даже участником легендарного перестроечного Съезда народных депутатов. Более 50 его картин внесены в отдельную экспозицию в рамках общей выставки.

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вернемся к братьям Васнецовым. Чтобы по достоинству оценить их феноменальный успех, нужно вспомнить, что они родом из глухой провинции, Уржумского уезда Вятской губернии. Их батюшка был потомственным сельским священником, при этом человеком достаточно широких взглядов и хорошего образования, чтобы благословить двух из своих шестерых сыновей на рискованную творческую карьеру. Виктор сумел поступить в Петербургскую академию художеств. Аполлинарий поначалу выбрал путь народничества, год проработав сельским учителем. Впрочем, быстро разочаровавшись, он переехал к брату, уже обосновавшемуся к тому времени в столицах. Аполлинарий не получил регулярного художественного образования, но брал уроки непосредственно у автора «Прихода колдуна на сельскую свадьбу» Василия Максимова, у Василия Поленова и самого Ильи Репина — тот с него написал одного из персонажей «Крестного хода в Курской губернии». Аполлинарий вместе с братом проводил много времени в Абрамцеве, где под покровительством Саввы Мамонтова образовался легендарный кружок — творческое сообщество, в котором на стыке европейского модерна и национального фольклора и народного искусства выковывался новый русский стиль.

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Прежде чем прийти к своим сказочным «Богатырям» и «Сиринам», Виктор отдал дань передвижническому бытовому жанру. Современники особо почитали его и как мастера религиозной живописи, считая, что он открыл в этом направлении новые горизонты.

В 1893 году Павел Третьяков купил у него более 400 живописных и графических эскизов к росписям Владимирского собора в Киеве, построенного к 900-летию Крещения Руси. Этим монументальным картонам отдан на выставке целый зал — тут и образы Богоматери и Христа Вседержителя, и Георгий Победоносец, и сцены Страшного суда, и роспись барабана главного купола «Радость праведных о Господе». Можно по достоинству оценить грандиозный труд художника, которому он отдал десять лет жизни. Примечательно, что большое влияние на живописца оказало путешествие в Италию — в художественных поисках он ориентировался на византийские образцы, в частности на мозаики сицилийских соборов Чефалу и Монреале.

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Однако настоящая народная слава ждала художника на другом пути — как главного русского сказочника в искусстве, сумевшего обратить былинные образы в зримых героев. Свой дом в Москве Виктор Васнецов спроектировал как сказочный терем — с соответствующей обстановкой, и недаром сегодня это один из самых популярных малых музеев в составе Третьяковки. На выставке наряду с самыми хрестоматийными работами экспонируются картины из «Поэмы семи сказок» — «Царевна Несмеяна» и «Баба-яга», которые обычно находятся в доме-музее.

Квартира Аполлинария Васнецова в Фурманном переулке, где он провел последние 30 лет жизни, сегодня тоже мемориальный музей. Однако первые его адреса в Москве были другие: Остоженка и Софийская набережная. Открывавшийся с набережной вид на кремлевские соборы так потряс в молодости воображение художника, что он посвятил много лет изуче­нию истории Московского Кремля и старой Москвы в целом. «Старая Москва» — именно так называется серия его самых известных работ, которая занимает центральное место на выставке, а дизайн этой части экспозиции должен напомнить о древнем Белом городе.

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сохранились мемуары, где описано, как Аполлинарий Михайлович приходил на заседания Московского археологического общества, членом которого он был, с эскизами, а потом дорабатывал их по замечаниям коллег-ученых. Как бы то ни было, по его дотошным, иногда кажущимся суховатыми с точки зрения живописи, но весьма убедительным исторически картинам мы сегодня и представляем себе Москву XVII века. И не только архитектуру, но и бытовую жизнь горожан. Например, на одной из картин он изображает «божедомов», давших имя Божедомке, — по-современному работников службы ритуальных услуг. Уже в советскую эпоху, когда в столице начали строить метрополитен, современники поражались Васнецову, который мог предсказать, какие древние памятники окажутся в раскопе. Аполлинарий Васнецов оказался единственным из художников, кто протестовал против сноса храма Христа Спасителя — открыто, в письме, отправленном в газету «Известия».

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Очевидно, что перед куратором Ольгой Атрощенко стояла сложная задача — объединить очень разных и самобытных героев. Такими точками соприкосновения, по сообщению музея, стали «тема семьи, исторического прошлого и философского осмысления бытия». Помимо самой Третьяковки, в выставке участвует полтора десятка музеев и частных коллекционеров, так что «васнецовщина», как называл свою семью и все, что с ней связано, Виктор Васнецов, наверняка будет интересна разным аудиториям — и как формула «русскости», и просто как выставка трех выдающихся мастеров.

В статье использована информация с образовательного портала «Лаврус» Государственной Третьяковской галереи.

Новая Третьяковка
«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
До 4 ноября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+