К концу XVII века Европа начала видеть в Китае больше, чем страну легенд Марко Поло. С расширением потока предметов роскоши, в особенности фарфора, на Запад и научных идей и инструментов на Восток две цивилизации познакомились друг с другом чуть ближе и стали чуть больше друг другу завидовать. Самый блестящий двор Европы в Версале и его китайский эквивалент на площади Тяньаньмэнь приступили к взаимному обогащению, покупая, заказывая или просто получая в дар лучшее из обоих миров.
Теперь то, что дошло до нас от двух дворцовых коллекций, объединили на выставке в Музее императорского дворца в Пекине. Экспозиция «„Запретный город“ и Версальский дворец» охватывает примерно век французской истории, предшествовавший революции 1789 года и совпавший с расцветом династии Цин (1636–1912) в Китае. Две сотни предметов роскоши и произведений искусства расположились в зале Литературной славы.
Новая экспозиция служит своеобразным продолжением версальской выставки 2014 года «Китай в Версале. Искусство и дипломатия в XVIII веке», в которую вошли только произведения из французских коллекций. Это продолжение должно было состояться в 2020 году, но выставку пришлось перенести из-за пандемии. Побочным результатом вынужденной паузы стало включение в экспозицию недавно приобретенных работ, таких как фарфоровый сервиз, созданный в Китае по заказу Людовика XV. Он датируется приблизительно 1730 годом и украшен гербом Франции.
Прадед Людовика XV, «король-солнце» Людовик XIV, и его китайский современник император Канси стали своего рода патронами этой выставки. Именно Людовик XIV в 1685 году заложил основу связи династии Бурбонов с Китаем, когда отправленная им миссия иезуитов увенчалась успехом, завоевав расположение Канси. В экспозиции версальский «Портрет Людовика XIV в окружении символов искусств и наук» (около 1672) кисти Жана Гарнье соседствует с недатированным «Портретом императора Канси в придворных одеждах» эпохи Цин из коллекции Музея императорского дворца.
Почтение французских монархов к своим китайским confrères нашло отражение в произведении в смешанном стиле: «Доска, изображающая императора Китая», написанная Шарлем-Элуа Асленом, художником Севрской фарфоровой мануфактуры, представляет Цяньлуна, внука Канси, на твердом фарфоре. Этот портрет, созданный около 1776 года по рисунку итальянского монаха-иезуита при китайском дворе, обрамлен позолоченной деревянной рамой с китайскими мотивами. При дворе Людовика XVI его так ценили, что даже использовали в декоре личных покоев короля в Версале.
Мастерское соединение Востока и Запада заметно в целом ряде экспонатов. Черные лакированные часы XVII века, инкрустированные медными пластинами, были созданы во Франции в период правления Людовика XIV. Позже они попали в Китай, где реставраторы XIX века заменили оригинальную инкрустацию черепаховой костью лакировкой в китайском стиле. Реставратор из Версаля Мари-Лор де Рошбрюн, курирующая выставку совместно с Го Фусяном из Музея императорского дворца, называет это соединение стилей «очень забавным».
Специалист по фарфору, де Рошбрюн признается, что ее саму ввела в заблуждение другая смешанная работа — чайник, созданный во Франции в 1783 году для императора Цяньлуна французским мастером по эмали Жозефом Кото. Роспись хризантемами в китайском стиле сделана полупрозрачной эмалевой глазурью в технике, изобретенной во Франции. «Когда я увидела его впервые, я решила, что это работа китайских мастеров», — рассказывает куратор.
Французское и китайское мастерство объединилось и в карманных часах XVII века из коллекции Музея императорского дворца. Созданные в парижской мастерской Thuret, они, по всей вероятности, были подарком императору Канси от Людовика XIV, чей портрет помещен на оборотной стороне позолоченного медного корпуса. После доработки китайскими мастерами внутри этих французских часов поселился замысловатый позолоченный дракон — его изображение охраняет часовую пружину.
Современная франко-китайская дипломатия по-прежнему связана с утонченными вещами. Планы провести выставку были подтверждены официально в ходе визита президента Франции Эмманюэля Макрона в Китай весной 2023 года. Этот саммит газета The New York Times назвала «практически праздником любви».
Музей императорского дворца
«Запретный город» и Версальский дворец. Обмен между Китаем и Францией в XVII–XVIII веках
До 30 июня