18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Китай, Франция и любовь к блестящим предметам

Французские карманные часы XII века с позолоченным драконом Фото: Palace Museum
Французские карманные часы XII века с позолоченным драконом
Фото: Palace Museum
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

В Пекине показывают сокровища «Запретного города» и Версальского дворца. Экспозиция стала ответом на французскую выставку 2014 года «Китай в Версале. Искусство и дипломатия в XVIII веке»

К концу XVII века Европа начала видеть в Китае больше, чем страну легенд Марко Поло. С расширением потока предметов роскоши, в особенности фарфора, на Запад и научных идей и инструментов на Восток две цивилизации познакомились друг с другом чуть ближе и стали чуть больше друг другу завидовать. Самый блестящий двор Европы в Версале и его китайский эквивалент на площади Тяньаньмэнь приступили к взаимному обогащению, покупая, заказывая или просто получая в дар лучшее из обоих миров.

Теперь то, что дошло до нас от двух дворцовых коллекций, объединили на выставке в Музее императорского дворца в Пекине. Экспозиция «„Запретный город“ и Версальский дворец» охватывает примерно век французской истории, предшествовавший революции 1789 года и совпавший с расцветом династии Цин (1636–1912) в Китае. Две сотни предметов роскоши и произведений искусства расположились в зале Литературной славы.

Портрет Людовика XIV в окружении атрибутов искусств и наук (около 1672 года) кисти Ж. Гарнье.  Фото:  Château de Versailles, Dist. RMN/C. Fouin
Портрет Людовика XIV в окружении атрибутов искусств и наук (около 1672 года) кисти Ж. Гарнье.
Фото: Château de Versailles, Dist. RMN/C. Fouin

Новая экспозиция служит своеобразным продолжением версальской выставки 2014 года «Китай в Версале. Искусство и дипломатия в XVIII веке», в которую вошли только произведения из французских коллекций. Это продолжение должно было состояться в 2020 году, но выставку пришлось перенести из-за пандемии. Побочным результатом вынужденной паузы стало включение в экспозицию недавно приобретенных работ, таких как фарфоровый сервиз, созданный в Китае по заказу Людовика XV. Он датируется приблизительно 1730 годом и украшен гербом Франции.

Прадед Людовика XV, «король-солнце» Людовик XIV, и его китайский современник император Канси стали своего рода патронами этой выставки. Именно Людовик XIV в 1685 году заложил основу связи династии Бурбонов с Китаем, когда отправленная им миссия иезуитов увенчалась успехом, завоевав расположение Канси. В экспозиции версальский «Портрет Людовика XIV в окружении символов искусств и наук» (около 1672) кисти Жана Гарнье соседствует с недатированным «Портретом императора Канси в придворных одеждах» эпохи Цин из коллекции Музея императорского дворца.

Чайник, изготовленный во Франции в 1783 году для императора Цяньлуна знаменитым французским эмалировщиком Жозефом Кото.  Фото: Palace Museum, Beijing
Чайник, изготовленный во Франции в 1783 году для императора Цяньлуна знаменитым французским эмалировщиком Жозефом Кото.
Фото: Palace Museum, Beijing

Почтение французских монархов к своим китайским confrères нашло отражение в произведении в смешанном стиле: «Доска, изображающая императора Китая», написанная Шарлем-Элуа Асленом, художником Севрской фарфоровой мануфактуры, представляет Цяньлуна, внука Канси, на твердом фарфоре. Этот портрет, созданный около 1776 года по рисунку итальянского монаха-иезуита при китайском дворе, обрамлен позолоченной деревянной рамой с китайскими мотивами. При дворе Людовика XVI его так ценили, что даже использовали в декоре личных покоев короля в Версале.

Мастерское соединение Востока и Запада заметно в целом ряде экспонатов. Черные лакированные часы XVII века, инкрустированные медными пластинами, были созданы во Франции в период правления Людовика XIV. Позже они попали в Китай, где реставраторы XIX века заменили оригинальную инкрустацию черепаховой костью лакировкой в китайском стиле. Реставратор из Версаля Мари-Лор де Рошбрюн, курирующая выставку совместно с Го Фусяном из Музея императорского дворца, называет это соединение стилей «очень забавным».

Специалист по фарфору, де Рошбрюн признается, что ее саму ввела в заблуждение другая смешанная работа — чайник, созданный во Франции в 1783 году для императора Цяньлуна французским мастером по эмали Жозефом Кото. Роспись хризантемами в китайском стиле сделана полупрозрачной эмалевой глазурью в технике, изобретенной во Франции. «Когда я увидела его впервые, я решила, что это работа китайских мастеров», — рассказывает куратор.

Эти карманные часы XII века были изготовлены в Париже, но внутри находится позолоченный китайский дракон.  Фото: Palace Museum, Beijing
Эти карманные часы XII века были изготовлены в Париже, но внутри находится позолоченный китайский дракон.
Фото: Palace Museum, Beijing

Французское и китайское мастерство объединилось и в карманных часах XVII века из коллекции Музея императорского дворца. Созданные в парижской мастерской Thuret, они, по всей вероятности, были подарком императору Канси от Людовика XIV, чей портрет помещен на оборотной стороне позолоченного медного корпуса. После доработки китайскими мастерами внутри этих французских часов поселился замысловатый позолоченный дракон — его изображение охраняет часовую пружину.

Современная франко-китайская дипломатия по-прежнему связана с утонченными вещами. Планы провести выставку были подтверждены официально в ходе визита президента Франции Эмманюэля Макрона в Китай весной 2023 года. Этот саммит газета The New York Times назвала «практически праздником любви».  

Музей императорского дворца
«Запретный город» и Версальский дворец. Обмен между Китаем и Францией в XVII–XVIII веках
До 30 июня

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+