18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мумии тоже люди: этично ли показывать человеческие останки в музеях?

Зал мумий в Музее Чау Чак Винга лишился большинства экспонатов и, вероятно, будет переименован.  Фото: Chau Chak Wing Museum/ University of Sydney
Зал мумий в Музее Чау Чак Винга лишился большинства экспонатов и, вероятно, будет переименован.
Фото: Chau Chak Wing Museum/ University of Sydney
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

В австралийском музее задумались об уважительном отношении к людям, чьи мумифицированные останки входят в коллекцию египетских древностей. Открытые останки убрали из экспозиции, а от слова «мумия» отказались из-за его ассоциаций с поп-культурой

Стремясь сориентироваться в меняющихся этических принципах музеологии, сиднейский Музей Чау Чак Винга снял с экспозиции ряд древнеегипетских человеческих останков, в том числе незабинтованную мумифицированную ступню в старой металлической коробке из-под печенья. Кроме того, по рекомендации старшего куратора отдела древностей и археологии Мелани Питкин из экспозиционного зала при Сиднейском университете убрали мумифицированную голову. Также музей переименует свой Зал мумий, чтобы избавиться от ассоциаций с популярной культурой, не имеющей ничего общего с серьезной наукой о Древнем Египте. Питкин рассказала The Art Newspaper, что, по ее мнению, более подходящим названием было бы что-нибудь вроде «Дома вечности», точнее отражающее культурные мотивы мумификации в Древнем Египте. Однако переименование состоится только после консультаций с египетским сообществом в Австралии и в самом Египте.

По словам Питкин, ее музей входит в число мировых лидеров в сфере разработки и внедрения новых протоколов, регулирующих экспонирование египетских мумифицированных человеческих останков. «Это злободневный вопрос. В академической среде он обсуждается уже, наверное, десятилетие, но внедрение изменений в музеях идет очень медленно», — рассказывает она.

Мелани Питкин работает в Музее Чау Чак Винга с февраля 2022 года. До этого она была младшим научным сотрудником отдела египетских древностей в Музее Фиц­уильяма при Кембриджском университете, а еще раньше более десятилетия трудилась в сиднейском Музее прикладного искусства и науки. Она рассказывает, что, когда только пришла на свое нынешнее место работы, ее удивило обилие мумифицированных частей тел в экспозиции египетского отдела. Впрочем, ей известно, что музеи мира пока не достигли консенсуса относительно того, как следует демонстрировать и описывать подобные экспонаты. «Никаких четких рекомендаций не существует ни на международном, ни на местном институциональном уровне», — объясняет Питкин.

Тем не менее в сиднейском музее приняли решение (вошедшее в недавно опубликованные на его сайте директивы) не экспонировать открытые человеческие останки. «Будет рассматриваться включение в экспозицию только полностью обернутых или закрытых останков, — говорится в директивах. — Мы будем использовать формулировки, отражающие тот факт, что эти останки, сколько бы тысяч лет им ни было, представляют собой тела когда-то живших людей».

Сейчас в экспозиции Музея Чау Чак Винга оставили только полностью обернутые мумифицированные останки неустановленного взрослого человека в саркофаге, подписанном именем «Меруа», и останки юноши по имени Хорус (около 100 года н.э.). Фото: Chau Chak Wing Museum/ University of Sydney
Сейчас в экспозиции Музея Чау Чак Винга оставили только полностью обернутые мумифицированные останки неустановленного взрослого человека в саркофаге, подписанном именем «Меруа», и останки юноши по имени Хорус (около 100 года н.э.).
Фото: Chau Chak Wing Museum/ University of Sydney

Музей отказывается от употребления слова «мумия» в пользу таких словосочетаний, как «древнеегипетские мумифицированные человеческие останки» и «египетские мумифицированные останки».

Мелани Питкин рассказывает, что музеи, в сферу специализации которых входит египтология, в вопросах, связанных с экспонированием спорных и потенциально оскорбительных материалов, ориентируются в основном на этический кодекс Международного совета музеев. По ее словам, формулировки кодекса весьма расплывчаты. Он призывает к уважительному экспонированию мумифицированных человеческих останков, но не уточняет, что это означает на практике.

За полтора года исследовательской работы и консультаций Музей Чау Чак Винга провел ряд опросов, посвященных реакции посетителей на экспонирование мумифицированных останков. Их результаты повлияли на решение музея убрать «отделенные» части тела, в том числе упомянутую ступню, как оскорбительные и пропитанные духом колониализма. Хотя опрос показал, что 79% респондентов не считают проблемой демонстрацию человеческих останков в музейных экспозициях, этот ответ связан со значительными оговорками. В их числе — условие, что выставленные останки должны принадлежать людям, жившим по меньшей мере на два поколения раньше посетителей музея.

Сейчас в экспозиции Музея Чау Чак Винга оставили только полностью обернутые мумифицированные останки неустановленного взрослого человека в саркофаге, подписанном именем «Меруа», и останки юноши по имени Хорус (около 100 года н.э.). Вдобавок экспонируются трехмерные визуализации, созданные на основе сканограмм этих объектов.

По словам Мелани Питкин, главная проблема заключается в отсутствии единой международной практики в отношении экспонирования человеческих останков.

Она добавляет, что стопа в металлической коробке из-под печенья была передана в дар музею еще до 1960-х годов. В Египте туристы покупали такие весьма шокирующие предметы в качестве сувениров. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+