18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянный особняк Бремме: вторая жизнь дома с мезонином

Дом-особняк Бремме. Фотография историка архитектуры Николая Матвеева. 1913.  Фото: КГИОП
Дом-особняк Бремме. Фотография историка архитектуры Николая Матвеева. 1913.
Фото: КГИОП
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Старинный дом на 12-й линии Васильевского острова в Петербурге скоро вновь займет свое историческое место. Для этого особняк потребуется полностью перебрать, поскольку сгнила значительная часть древесины

Одноэтажный деревянный особняк с мезонином, украшенный резным декором, — редкий для преимущественно каменного Петербурга памятник архитектуры. Всего на сегодня, по оценкам экспертов, в городе сохранилось лишь 32 деревянных здания.

Непростая судьба особняка Бремме не раз приковывала к себе внимание градозащитников и надзорных органов: участок, на котором он стоит, неоднократно менял владельцев, которые фактически довели постройку до аварийного состояния. И только в конце прошлого года специалисты смогли приступить к реализации проекта реставрации и приспособления памятника.

Главный фасад. Архитектурные обмеры. 1942–1943.  Фото: КГИОП
Главный фасад. Архитектурные обмеры. 1942–1943.
Фото: КГИОП

Небольшой деревянный дом на 12-й линии Васильевского острова впервые зафиксирован на планах Санкт-Петербурга 1798 года. Кому он тогда принадлежал и кем был построен — неизвестно. В 1851 году его перестроил архитектор Николай Гребенка. В конце XIX века на участке появилась Фабрика масел, красок и эссенций братьев Бремме, и в 1906-м архитектор Владислав-Оттон Карпович снова перестроил деревянный дом. Его фасады получили классицистический резной декор и два майоликовых панно в стилистике модерна, изготовленных в мастерской «Гельд­вейн и Ваулин».

Фрагмент фасада с резным декором  и два майоликовых панно в стилистике модерна, изготовленных в мастерской «Гельдвейн и Ваулин». Фото: КГИОП
Фрагмент фасада с резным декором и два майоликовых панно в стилистике модерна, изготовленных в мастерской «Гельдвейн и Ваулин».
Фото: КГИОП

После революции фабрику национализировали, в 1930-е годы ее перепрофилировали в Ленинградский витаминный завод. Во время блокады в особняке работал пункт выдачи витаминных добавок, спасавших жителей осажденного города от болезней, вызванных крайней степенью истощения. Поэтому дом стали называть «витаминной аптекой».

В 1970-е годы почти решено было его снести, майоликовые панно передали в Музей истории Ленинграда — но дом устоял. В 2001-м его признали выявленным объектом культурного наследия России в составе «Комплекса построек фабрики Э.Э.Бремме». Правда, вскоре кирпичные постройки фабрики лишили охранного статуса и разобрали, территорию расчистили под застройку. Окончательное охранное обязательство на особняк было утверждено распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) в 2017 году.

Панно в Музее художественной керамики.  Фото: Александр Сигачёв/Wikimedia
Панно в Музее художественной керамики.
Фото: Александр Сигачёв/Wikimedia

Права на застройку участка переходили от одного владельца к другому. Сейчас они переданы девелоперской компании AAG, которая в лице ООО «Бреммер-Хаус» занимается проектом застройки и восстановлением дома. К работам было привлечено ООО «М.Г. Прайват Реконстракшн».

«Если составить шкалу состояний домов, с которыми мы работали, где 10 — самое плохое, то особняк Бремме получил бы девятку, — рассказал нашему изданию Максим Филипович, представитель ООО «М.Г. Прайват Реконстракшн». — Древесина сгнила почти на 70%, хотя сохранились участки во вполне приличном состоянии».

Дом-особняк Бремме. 2017. Фото: Екатерина Борисова/Wikimedia
Дом-особняк Бремме. 2017.
Фото: Екатерина Борисова/Wikimedia

Фундамент особняка укрепляют и ремонтируют; что касается дома, то его полностью переберут. Первоначально предполагалось отреставрировать оригинальные оконные рамы и двери, но позже было принято решение заменить их новыми, выполненными по образцу исторических. «К сожалению, дверные и оконные заполнения не сохранятся, — говорит Михаил Мильчик, ведущий научный сотрудник Института теории и истории архитектуры и градостроительства, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. — Понятно, что реставрировать такие предметы сложно и дорого, сделать новые — проще и дешевле».

Интерьер особняка Бремме.  Фото: архив Максима Филиповича
Интерьер особняка Бремме.
Фото: архив Максима Филиповича

Сейчас сруб находится в разобранном состоянии в мастерских. По словам Филиповича, специалисты стараются максимально использовать оригинальные бревна. Недостающий материал восполняют за счет аутентичной древесины. Для этого специально в Псковской области закупают старые срубы примерно того же периода постройки в хорошем состоянии. Срубы перевозят в мастерскую, бревна для реконструкции обрабатывают вручную.

«Внешний архитектурный облик объекта будет полностью восстановлен на момент последней реконструкции здания в 1906 году, — объясняет Максим Филипович. — Крыльца, балюстрады, резные элементы, небольшие модульоны (разновидность кронштейна. — TANR) в районе карниза — все будет восстановлено из аутентичной древесины конца XIX — начала XX века».

Вид дома с 12-й линии ВО. 1942.  Фото: КГИОП
Вид дома с 12-й линии ВО. 1942.
Фото: КГИОП

По плану сборка конструкций на отремонтированном фасаде начнется уже осенью, все работы должны завершиться к концу этого года. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+