18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянный особняк Бремме: вторая жизнь дома с мезонином

Дом-особняк Бремме. Фотография историка архитектуры Николая Матвеева. 1913.  Фото: КГИОП
Дом-особняк Бремме. Фотография историка архитектуры Николая Матвеева. 1913.
Фото: КГИОП
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Старинный дом на 12-й линии Васильевского острова в Петербурге скоро вновь займет свое историческое место. Для этого особняк потребуется полностью перебрать, поскольку сгнила значительная часть древесины

Одноэтажный деревянный особняк с мезонином, украшенный резным декором, — редкий для преимущественно каменного Петербурга памятник архитектуры. Всего на сегодня, по оценкам экспертов, в городе сохранилось лишь 32 деревянных здания.

Непростая судьба особняка Бремме не раз приковывала к себе внимание градозащитников и надзорных органов: участок, на котором он стоит, неоднократно менял владельцев, которые фактически довели постройку до аварийного состояния. И только в конце прошлого года специалисты смогли приступить к реализации проекта реставрации и приспособления памятника.

Главный фасад. Архитектурные обмеры. 1942–1943.  Фото: КГИОП
Главный фасад. Архитектурные обмеры. 1942–1943.
Фото: КГИОП

Небольшой деревянный дом на 12-й линии Васильевского острова впервые зафиксирован на планах Санкт-Петербурга 1798 года. Кому он тогда принадлежал и кем был построен — неизвестно. В 1851 году его перестроил архитектор Николай Гребенка. В конце XIX века на участке появилась Фабрика масел, красок и эссенций братьев Бремме, и в 1906-м архитектор Владислав-Оттон Карпович снова перестроил деревянный дом. Его фасады получили классицистический резной декор и два майоликовых панно в стилистике модерна, изготовленных в мастерской «Гельд­вейн и Ваулин».

Фрагмент фасада с резным декором  и два майоликовых панно в стилистике модерна, изготовленных в мастерской «Гельдвейн и Ваулин». Фото: КГИОП
Фрагмент фасада с резным декором и два майоликовых панно в стилистике модерна, изготовленных в мастерской «Гельдвейн и Ваулин».
Фото: КГИОП

После революции фабрику национализировали, в 1930-е годы ее перепрофилировали в Ленинградский витаминный завод. Во время блокады в особняке работал пункт выдачи витаминных добавок, спасавших жителей осажденного города от болезней, вызванных крайней степенью истощения. Поэтому дом стали называть «витаминной аптекой».

В 1970-е годы почти решено было его снести, майоликовые панно передали в Музей истории Ленинграда — но дом устоял. В 2001-м его признали выявленным объектом культурного наследия России в составе «Комплекса построек фабрики Э.Э.Бремме». Правда, вскоре кирпичные постройки фабрики лишили охранного статуса и разобрали, территорию расчистили под застройку. Окончательное охранное обязательство на особняк было утверждено распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) в 2017 году.

Панно в Музее художественной керамики.  Фото: Александр Сигачёв/Wikimedia
Панно в Музее художественной керамики.
Фото: Александр Сигачёв/Wikimedia

Права на застройку участка переходили от одного владельца к другому. Сейчас они переданы девелоперской компании AAG, которая в лице ООО «Бреммер-Хаус» занимается проектом застройки и восстановлением дома. К работам было привлечено ООО «М.Г. Прайват Реконстракшн».

«Если составить шкалу состояний домов, с которыми мы работали, где 10 — самое плохое, то особняк Бремме получил бы девятку, — рассказал нашему изданию Максим Филипович, представитель ООО «М.Г. Прайват Реконстракшн». — Древесина сгнила почти на 70%, хотя сохранились участки во вполне приличном состоянии».

Дом-особняк Бремме. 2017. Фото: Екатерина Борисова/Wikimedia
Дом-особняк Бремме. 2017.
Фото: Екатерина Борисова/Wikimedia

Фундамент особняка укрепляют и ремонтируют; что касается дома, то его полностью переберут. Первоначально предполагалось отреставрировать оригинальные оконные рамы и двери, но позже было принято решение заменить их новыми, выполненными по образцу исторических. «К сожалению, дверные и оконные заполнения не сохранятся, — говорит Михаил Мильчик, ведущий научный сотрудник Института теории и истории архитектуры и градостроительства, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. — Понятно, что реставрировать такие предметы сложно и дорого, сделать новые — проще и дешевле».

Интерьер особняка Бремме.  Фото: архив Максима Филиповича
Интерьер особняка Бремме.
Фото: архив Максима Филиповича

Сейчас сруб находится в разобранном состоянии в мастерских. По словам Филиповича, специалисты стараются максимально использовать оригинальные бревна. Недостающий материал восполняют за счет аутентичной древесины. Для этого специально в Псковской области закупают старые срубы примерно того же периода постройки в хорошем состоянии. Срубы перевозят в мастерскую, бревна для реконструкции обрабатывают вручную.

«Внешний архитектурный облик объекта будет полностью восстановлен на момент последней реконструкции здания в 1906 году, — объясняет Максим Филипович. — Крыльца, балюстрады, резные элементы, небольшие модульоны (разновидность кронштейна. — TANR) в районе карниза — все будет восстановлено из аутентичной древесины конца XIX — начала XX века».

Вид дома с 12-й линии ВО. 1942.  Фото: КГИОП
Вид дома с 12-й линии ВО. 1942.
Фото: КГИОП

По плану сборка конструкций на отремонтированном фасаде начнется уже осенью, все работы должны завершиться к концу этого года. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+