18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка, посвященная множественности квадратов, пройдет в «ГЭС-2»

Энтони Гормли. «Уровень». 2010.  Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж
Энтони Гормли. «Уровень». 2010.
Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

Кураторами проекта, в котором в диалог с произведениями ключевых художников ХХ века вступают работы предшественников и последователей, стали Зельфира Трегулова и Франческо Бонами

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2», приглашенными кураторами которой выступили Франческо Бонами и Зельфира Трегулова, откроется в Доме культуры «ГЭС-2» 20 июня.

Казимир Малевич. «Четыре квадрата». 1915. Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Казимир Малевич. «Четыре квадрата». 1915.
Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

В этом крупном международном проекте будут представлены произведения важнейших художников ХХ столетия, их дополнят работы авторов XIX века и наших современников. В их числе — метафизическая «Свеча» (1982) Герхарда Рихтера, кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) Пабло Пикассо, «Эскиз к портрету» (1953) Фрэнсиса Бэкона, а также произведения Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Энди Уорхола. Тон всей экспозиции задает авторское повторение «Черного квадрата» (около 1923) Малевича.

«Выставка „Квадрат и пространство“ рассказывает о главных художественных инновациях XX века и огромной роли отечественного искусства в этом процессе. Точкой отсчета становится прорывной „Черный квадрат“ Малевича, оказавший огромное влияние на все мировое искусство, а завершает экспозицию одна из лучших работ Ильи Кабакова, создавшего концепцию тотальной инсталляции. От плоскости холста с черным квадратом до погружения в пространство архитектуры „ГЭС-2“ и пребывания внутри артефакта — таков путь, по которому пройдет зритель», — рассказывает Зельфира Трегулова о проекте.

Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C. Фото: Юрий Пальмин
Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C.
Фото: Юрий Пальмин

Само здание Дома культуры «ГЭС-2» также станет полноценным участником выставки. «Реконструированное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, оно оказывается одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном, контекстом всего проекта», — отмечают в «ГЭС-2».

По замыслу кураторов выставка соединит два сюжета. Первый расскажет о том, как пространство творчества постепенно разрастается от небольшого квадрата холста до масштабов здания. А также о том, как одна картина, та самая, второй век служит стимулом ко все новым открытиям.

Александр Родченко. «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий». 1921.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Александр Родченко. «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий». 1921.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Второй сюжет — это история взаимоотношений произведения и зрителя в последние полтора века, за которые работы художников из центра внимания постепенно сместились на периферию, став своего рода «рамкой для селфи». Малевич предсказывал подобные изменения, а архитектор Ренцо Пьяно задумал проект превращения дореволюционной электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
С 20 июня по 27 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+