18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще один гениальный таможенник — на этот раз из Шотландии

Джордж Уайлли в фильме Мюррея Григора Whys?Man для  Channel 4 (1990). Фото: Estate of George Wyllie
Джордж Уайлли в фильме Мюррея Григора Whys?Man для Channel 4 (1990).
Фото: Estate of George Wyllie
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Неподалеку от Глазго открылся музей бывшего акцизного чиновника Джорджа Уайлли, ставшего успешным художником после выхода на пенсию. Его локальную известность решено превратить как минимум в общенациональную

Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли (1921–2012), который, прежде чем найти себя в искусстве, более 30 лет проработал таможенником и акцизным чиновником, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке.

Пространство под названием «Уайллиум» расположено рядом с бывшим офисом Уайлли, таможенным отделением — теперь это часть Ocean Terminal, нового центра для пассажиров круизных лайнеров.

Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке. Фото: The Wyllieum
Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке.
Фото: The Wyllieum

Этот художник-самоучка прославился такими работами, как, например, «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США. Еще одно его заметное произведение — скульп­тура «Время бежит» (1999), установленная возле автобусной станции Бьюкенен в Глазго.

Джордж Уайлли вышел на пенсию, когда ему было около 50 лет, и решил продолжить карьеру — но уже в искусстве. «Легенда гласит, что на прощание он, встав на ступеньки лестницы в таможне, заявил бывшим коллегам, что теперь-то настало время для искусства», — рассказал в интервью The Art Newspaper Уилл Купер, директор музея «Уайллиум». Впоследствии Уайлли даже подружился со знаменитым немецким художником Йозефом Бойсом.

Произведения для премьерной выставки в основном предоставлены государственными и частными организациями. «После смерти Джорджа значительная часть его работ ушла с молотка, притом больше всего отошло одной организации — благотворительному фонду Dunard Fund, основанному бывшей концертной пианисткой Кэрол Колберн Григор. Они одолжили нам некоторые вещи, — поясняет Купер. — Многие работы все еще хранятся у наследников и переданы нам в долгосрочное пользование. Другие организации, такие как Институт искусств Робертса, также очень помогли в подготовке экспозиции».

Работа Джордж Уайлли «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США.  Фото: The Wyllieum
Работа Джордж Уайлли «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США.
Фото: The Wyllieum

Институт, основанный коллекционером Дэвидом Робертсом, предоставил на выставку произведение под названием «Соломенный локомотив» (1987) — подвесную модель железнодорожного локомотива, сделанную из соломы.

Новая часть Ocean Terminal была построена по заказу Совета округа Инверклайд. На строительство потратили £20,1 млн, из которых около половины выделили правительства Великобритании и Шотландии (грант от программы Glasgow City Region City Deal составил £10,4 млн); финансовую поддержку оказали также портовая компания Peel Ports (£8 млн) и Фонд Джорджа Уайлли, получивший £1,7 млн от фонда Dunard. «У нас фандрайзингом занимается отличная команда, мы собрали значительную сумму, что позволит нам спокойно работать по крайней мере первые несколько лет, — говорит Купер. — Мы также очень выгодно договорились с местными властями по поводу налогов и оплат».

«Самое интересное, что Джордж — весьма известный художник, но я не уверен, что широкая публика хотя бы поверхностно знакома с его творчеством, — добавляет он. — Благодаря музею мы сможем лучше познакомиться с некоторыми его идеями по поводу экологического мышления, колониализма и постколониализма — темами, которые особенно волнуют сегодняшних художников. А ведь он заговорил об этом еще 40 лет назад».

Первая выставка под названием «Шпили представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли. Фото: The Wyllieum
Первая выставка под названием «Шпили представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли.
Фото: The Wyllieum

Первая выставка под названием «Шпили» (до 11 августа) представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли. Это треножники с вертикальным столбом посередине, равновесие которым придает камень или булыжник у основания шпиля. Непритязательные с виду работы задуманы автором в качестве «антимонументов», которые отмечают конкретное время или место празднования, «где бы они ни оказались». Джордж Уайлли начал создавать шпили в 1982 году и в течение последующих десятилетий разрабатывал конструкции своих арт-объектов, разбросанных в итоге по всей Великобритании, европейским странам и США.

На временных выставках в музее, которые планируется менять каждые полгода, будут рассматриваться разные грани творчества художника; более того, в экспозиции намерены включать произведения и других авторов.

«Скульптуры Уайлли великолепны, но работы на бумаге добавляют еще один слой к пониманию его видения вещей», — считает Купер. На вопрос, кому адресован этот музей, его директор отвечает: «Думаю, определенной части шотландской аудитории. И она будет очень удивлена и рада увидеть те грани творчества художника, которые не были доступны публике раньше; это похоже на то, как заново открываешь для себя других, уже признанных, художников».

Камень судьбы из Художественной галереи и музея Стирлинга Смита. Фото: Estate of George Wyllie
Камень судьбы из Художественной галереи и музея Стирлинга Смита.
Фото: Estate of George Wyllie

Следующая выставка готовится в сотрудничестве с Домом скульптур, арт-центром в соседнем Пейсли. В экспозицию «Дом-работа» (20 сентября 2024 года — 16 марта 2025 года) будут включены произведения таких художников, как Лора Олдридж, Джеймс Риглер и Ник Эванс. 

Аутсайдеры с собственными музеями

Музеев наивного искусства в мире немало, но персональных, посвященных творчеству одного художника, гораздо меньше. Даже Анри Руссо (1844–1910) по прозвищу Таможенник, один из наиболее знаменитых примитивистов, собственного музея не удостоился, хотя его работы можно встретить в крупнейших художественных музеях мира. Зато неподалеку от Лаваля, родного города Руссо, располагается экстравагантный замок-музей его земляка, наивного скульптора Робера Татена (1902–1983).

Особый случай представляет собой дом канадского художника-аутсайдера Артура Вильнёва (1910–1990), почти полностью покрытый, изнутри и снаружи, авторскими фресками. Уже после смерти хозяина это строение было целиком перенесено на территорию Монреальского музея изящных искусств.

А вот муралы, созданные южнокорейским художником-самоучкой Чан Укчином (1917–1990), как и другие его произведения, были перенесены в 2014 году из мастерской, пущенной под снос, в новое здание, которое спроектировали специально для его персонального музея в том же городе Янчжу. Любопытно, что при работе над проектом архитекторы вдохновлялись картиной самого Чан Укчина.

В Грузии существует даже два музея Нико Пиросмани (1862–1918): небольшой кирпичный домик с террасой в селе Мирзаани, собственноручно построенный художником, и мемориальная квартира в Тбилиси.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+