Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли (1921–2012), который, прежде чем найти себя в искусстве, более 30 лет проработал таможенником и акцизным чиновником, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке.
Пространство под названием «Уайллиум» расположено рядом с бывшим офисом Уайлли, таможенным отделением — теперь это часть Ocean Terminal, нового центра для пассажиров круизных лайнеров.
Этот художник-самоучка прославился такими работами, как, например, «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США. Еще одно его заметное произведение — скульптура «Время бежит» (1999), установленная возле автобусной станции Бьюкенен в Глазго.
Джордж Уайлли вышел на пенсию, когда ему было около 50 лет, и решил продолжить карьеру — но уже в искусстве. «Легенда гласит, что на прощание он, встав на ступеньки лестницы в таможне, заявил бывшим коллегам, что теперь-то настало время для искусства», — рассказал в интервью The Art Newspaper Уилл Купер, директор музея «Уайллиум». Впоследствии Уайлли даже подружился со знаменитым немецким художником Йозефом Бойсом.
Произведения для премьерной выставки в основном предоставлены государственными и частными организациями. «После смерти Джорджа значительная часть его работ ушла с молотка, притом больше всего отошло одной организации — благотворительному фонду Dunard Fund, основанному бывшей концертной пианисткой Кэрол Колберн Григор. Они одолжили нам некоторые вещи, — поясняет Купер. — Многие работы все еще хранятся у наследников и переданы нам в долгосрочное пользование. Другие организации, такие как Институт искусств Робертса, также очень помогли в подготовке экспозиции».
Институт, основанный коллекционером Дэвидом Робертсом, предоставил на выставку произведение под названием «Соломенный локомотив» (1987) — подвесную модель железнодорожного локомотива, сделанную из соломы.
Новая часть Ocean Terminal была построена по заказу Совета округа Инверклайд. На строительство потратили £20,1 млн, из которых около половины выделили правительства Великобритании и Шотландии (грант от программы Glasgow City Region City Deal составил £10,4 млн); финансовую поддержку оказали также портовая компания Peel Ports (£8 млн) и Фонд Джорджа Уайлли, получивший £1,7 млн от фонда Dunard. «У нас фандрайзингом занимается отличная команда, мы собрали значительную сумму, что позволит нам спокойно работать по крайней мере первые несколько лет, — говорит Купер. — Мы также очень выгодно договорились с местными властями по поводу налогов и оплат».
«Самое интересное, что Джордж — весьма известный художник, но я не уверен, что широкая публика хотя бы поверхностно знакома с его творчеством, — добавляет он. — Благодаря музею мы сможем лучше познакомиться с некоторыми его идеями по поводу экологического мышления, колониализма и постколониализма — темами, которые особенно волнуют сегодняшних художников. А ведь он заговорил об этом еще 40 лет назад».
Первая выставка под названием «Шпили» (до 11 августа) представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли. Это треножники с вертикальным столбом посередине, равновесие которым придает камень или булыжник у основания шпиля. Непритязательные с виду работы задуманы автором в качестве «антимонументов», которые отмечают конкретное время или место празднования, «где бы они ни оказались». Джордж Уайлли начал создавать шпили в 1982 году и в течение последующих десятилетий разрабатывал конструкции своих арт-объектов, разбросанных в итоге по всей Великобритании, европейским странам и США.
На временных выставках в музее, которые планируется менять каждые полгода, будут рассматриваться разные грани творчества художника; более того, в экспозиции намерены включать произведения и других авторов.
«Скульптуры Уайлли великолепны, но работы на бумаге добавляют еще один слой к пониманию его видения вещей», — считает Купер. На вопрос, кому адресован этот музей, его директор отвечает: «Думаю, определенной части шотландской аудитории. И она будет очень удивлена и рада увидеть те грани творчества художника, которые не были доступны публике раньше; это похоже на то, как заново открываешь для себя других, уже признанных, художников».
Следующая выставка готовится в сотрудничестве с Домом скульптур, арт-центром в соседнем Пейсли. В экспозицию «Дом-работа» (20 сентября 2024 года — 16 марта 2025 года) будут включены произведения таких художников, как Лора Олдридж, Джеймс Риглер и Ник Эванс.
Музеев наивного искусства в мире немало, но персональных, посвященных творчеству одного художника, гораздо меньше. Даже Анри Руссо (1844–1910) по прозвищу Таможенник, один из наиболее знаменитых примитивистов, собственного музея не удостоился, хотя его работы можно встретить в крупнейших художественных музеях мира. Зато неподалеку от Лаваля, родного города Руссо, располагается экстравагантный замок-музей его земляка, наивного скульптора Робера Татена (1902–1983).
Особый случай представляет собой дом канадского художника-аутсайдера Артура Вильнёва (1910–1990), почти полностью покрытый, изнутри и снаружи, авторскими фресками. Уже после смерти хозяина это строение было целиком перенесено на территорию Монреальского музея изящных искусств.
А вот муралы, созданные южнокорейским художником-самоучкой Чан Укчином (1917–1990), как и другие его произведения, были перенесены в 2014 году из мастерской, пущенной под снос, в новое здание, которое спроектировали специально для его персонального музея в том же городе Янчжу. Любопытно, что при работе над проектом архитекторы вдохновлялись картиной самого Чан Укчина.
В Грузии существует даже два музея Нико Пиросмани (1862–1918): небольшой кирпичный домик с террасой в селе Мирзаани, собственноручно построенный художником, и мемориальная квартира в Тбилиси.