Ярчайшая героиня советской официальной культуры, писатель, театральный и литературный критик, куратор, почетный член Российской академии художеств Зоя Богуславская — это Лиля Брик и Елена Булгакова в одном флаконе. С первой Зоя Борисовна созвучна своей неукротимой энергией, со второй — преданностью мужу: ее судьбоносную роль в биографии и в сохранении памяти Андрея Вознесенского (1933–2010) трудно переоценить.
Сам факт, что Зоя Борисовна дожила до потрясающего воображение 100-летнего юбилея, много говорит о ее витальности. «Ум у меня вполне сохранился, особенно когда что-то касается решений быстрых — как вырулить из какой-то сложности. Пока держусь крепко», — не без иронии говорит она.
Их судьбоносная встреча с Вознесенским произошла в 1961 году, в Доме творчества «Переделкино». У него только что вышли два первых сборника — «Парабола» и «Мозаика», и он был наимоднейшим поэтом, даже отправленным с выступлениями в США. Она — театровед, кандидат наук, сотрудник «Мосфильма», заведующая отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям, наконец, мама десятилетнего сына и жена доктора технических наук, лауреата Сталинской премии Бориса Кагана (1918–2013). Она не хотела ничего в жизни менять. А Вознесенский безумно влюбился, чему памятником стала поэма «Оза» (1964), которую Зоя Борисовна и сегодня цитирует наизусть, прибавляя при этом, что «не переносит пафоса» и что состояние Вознесенского тогда было «жутким делом». В поэме есть строки о ее «неумолимых льдистых зрачках» и о его «безысходности».
В 1964-м они поженились и оставались вместе 46 лет. Супруги вели жизнь, о которой большинство могло только мечтать, — с командировками по всему миру и «встречами с интересными людьми», от Марка Шагала и Жаклин Кеннеди до Жака Ширака и Хулио Кортасара. Позднее из воспоминаний об этих встречах родятся ее книги, выставки, телепередачи. Знающая несколько языков Зоя отнюдь не была тенью мужа: она создала Ассоциацию женщин-писательниц сначала в России, а потом во Франции, читала лекции в западных университетах, участвовала в международных книжных ярмарках. Созданное ею амплуа просвещенной советской писательницы-феминистки, равноправного партнера гениального поэта было принято на ура. В постперестроечное время Зоя Борисовна нашла себе новое дело — создала первую негосударственную премию «Триумф» (1991–2010), чью важность нам только предстоит оценить.
Ее последний «подвиг Геракла» — открытие в 2018 году Центра Андрея Вознесенского. Особняк в Замоскворечье для этих целей купил за $9 млн и подарил Богуславской ее сын — миллиардер Леонид Богуславский. Место было выбрано не случайно: Вознесенский вырос в Замоскворечье, здесь же произошла его судьбоносная встреча с Борисом Пастернаком.
Этапы большого пути нашли отражение на юбилейной выставке. Ее кураторами выступили Диана Джангвеладзе и Елизавета Спиваковская, а автором концепции и художником — Алексей Трегубов (автор дизайна выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в ГТГ в 2020 году).
Повествование начинается с конца: экспозиция выстроена по годам в обратном хронологическом порядке. Первые залы посвящены Центру Вознесенского, его появлению и наиболее важным проектам за шесть лет существования. Далее посетители переходят к блоку о семейном союзе Зои Борисовны и Андрея Андреевича, их международных поездках, работе. Рассказывает выставка и о юношестве и детстве героини, даже о ее службе медсестрой в военном передвижном госпитале во время Великой Отечественной войны. В экспозиции воспроизведены интерьеры любимого дома в Переделкине. Есть и инсталляция в виде части салона самолета — отсылка к путешествиям пары. «Жизнь моя всегда была веселая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора», — говорит Зоя Богуславская. Выставка поднимает настроение хотя бы в силу жизнелюбия ее главного персонажа.
Центр Вознесенского
«Всегда Зоя. Выставочный роман»
До 28 июля