18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Орфей, Гомер и другие: самая античная выставка в Москве

«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX – начало XX вв. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX – начало XX вв.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

В Медиацентре «Зарядья» показывают редкости из коллекции владельца усадьбы Архангельское Николая Юсупова. Это последняя выездная выставка музея-заповедника «Архангельское», который скоро откроется после ремонта. Тема выставки — античность

С 2020 года Государственный музей-заповедник «Архангельское» закрыт на реконструкцию, связанную с модернизацией инженерных сетей, наладкой температурно-влажностного режима, противопожарной безопасностью и прочими невидимыми глазу, но жизненно важными функциями. Пока основная экспозиция недоступна зрителям, «Архангельское» показывает свои шедевры на других площадках. В 2021–2022 годах монументальные (6 на 3,4 м) полотна «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» Джованни Баттисты Тьеполо экспонировались в ГМИИ им. А.С.Пушкина, а в музее «Новый Иерусалим» шла выставка «Французский вкус князей Юсуповых», на которую привезли французскую живопись и развесили ее так, как в Архангельском из-за архитектурно-планировочных решений она никогда не могла бы быть представлена (четыре больших вертикальных пейзажа Юбера Робера впервые разместились на одной стене). Все это рождало новое восприятие художников и их произведений, не говоря уже о том, что сменные выставки оживили дискуссию о выдающемся коллекционере и основателе Архангельского Николае Юсупове (1750–1831). И это прекрасный пример музейного менеджмента, сотворившего благо из «несчастья».

Выставка «Античность. Система координат» в Медиацентре парка «Зарядье».  Фото: Медиацентр парка «Зарядье»
Выставка «Античность. Система координат» в Медиацентре парка «Зарядье».
Фото: Медиацентр парка «Зарядье»

Уже через год музей в Подмосковье откроется обновленным, так что выставка в Медиацентре «Зарядья» — прощальная гастроль. В экспозиции представлено около 30 живописных произведений, 40 мраморных изваяний, 10 листов графики, а также предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, подсвечники и прочее. Основная часть — в диапазоне от XVI до XIX века.

Как объясняет Анна Малик-Короленкова, одна из кураторов, представляющая «Зарядье» (вторая, Ольга Нестерцева, выступила со стороны «Архангельского»), организаторы предприняли попытку не просто показать античные подлинники (а на выставке представлены артефакты Древнего Рима I века до н.э. — III века н.э.), но «опрокинуть» античность в европейскую и русскую ситуацию — проследить, как воспринимали и интерпретировали классическое искусство художники Нового и Новейшего времени вплоть до наших дней. Посетители увидят гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуру Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живопись Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, работы мастерской Антониса ван Дейка и многое другое. Из редкостей — картина Луи Гоффье «Орфей» (1863), единственное произведение мастера в российском Музейном фонде, и скульптурный портрет Гомера работы швейцарца Луи-Жака Галле. Впервые будут полностью представлены гравюры Джованни Оттавиани из серии «Лоджии Рафаэля в Ватикане».

«Помпеи. Перистиль Диоскуров».  Из альбома: «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Рисунок Т. Скандрета по эскизу У. Гелла. / Гравюра Дж. Б. Аллена.  Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
«Помпеи. Перистиль Диоскуров». Из альбома: «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Рисунок Т. Скандрета по эскизу У. Гелла. / Гравюра Дж. Б. Аллена.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Тематически выставка разделена на несколько блоков, посвященных феномену героя, представлению о морали, нравственности и гражданском долге, образу цивилизации и ее не­тленных следов — руин. Не обошлось (учитывая вкусы Николая Юсупова) без темы эроса и любви.

С историческими экспонатами соседствуют работы современных художников Алексея Морозова, Егора Острова и Антона Чумака. «Античные мотивы остаются вечной темой в искусстве. Свою систему координат античность продолжает поддерживать и в российской культуре», — резюмируют создатели выставки.  

Медиацентр парка «Зарядье»
«Античность. Система координат»
До 4 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+