18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Орфей, Гомер и другие: самая античная выставка в Москве

«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX – начало XX вв. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX – начало XX вв.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

В Медиацентре «Зарядья» показывают редкости из коллекции владельца усадьбы Архангельское Николая Юсупова. Это последняя выездная выставка музея-заповедника «Архангельское», который скоро откроется после ремонта. Тема выставки — античность

С 2020 года Государственный музей-заповедник «Архангельское» закрыт на реконструкцию, связанную с модернизацией инженерных сетей, наладкой температурно-влажностного режима, противопожарной безопасностью и прочими невидимыми глазу, но жизненно важными функциями. Пока основная экспозиция недоступна зрителям, «Архангельское» показывает свои шедевры на других площадках. В 2021–2022 годах монументальные (6 на 3,4 м) полотна «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» Джованни Баттисты Тьеполо экспонировались в ГМИИ им. А.С.Пушкина, а в музее «Новый Иерусалим» шла выставка «Французский вкус князей Юсуповых», на которую привезли французскую живопись и развесили ее так, как в Архангельском из-за архитектурно-планировочных решений она никогда не могла бы быть представлена (четыре больших вертикальных пейзажа Юбера Робера впервые разместились на одной стене). Все это рождало новое восприятие художников и их произведений, не говоря уже о том, что сменные выставки оживили дискуссию о выдающемся коллекционере и основателе Архангельского Николае Юсупове (1750–1831). И это прекрасный пример музейного менеджмента, сотворившего благо из «несчастья».

Выставка «Античность. Система координат» в Медиацентре парка «Зарядье».  Фото: Медиацентр парка «Зарядье»
Выставка «Античность. Система координат» в Медиацентре парка «Зарядье».
Фото: Медиацентр парка «Зарядье»

Уже через год музей в Подмосковье откроется обновленным, так что выставка в Медиацентре «Зарядья» — прощальная гастроль. В экспозиции представлено около 30 живописных произведений, 40 мраморных изваяний, 10 листов графики, а также предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, подсвечники и прочее. Основная часть — в диапазоне от XVI до XIX века.

Как объясняет Анна Малик-Короленкова, одна из кураторов, представляющая «Зарядье» (вторая, Ольга Нестерцева, выступила со стороны «Архангельского»), организаторы предприняли попытку не просто показать античные подлинники (а на выставке представлены артефакты Древнего Рима I века до н.э. — III века н.э.), но «опрокинуть» античность в европейскую и русскую ситуацию — проследить, как воспринимали и интерпретировали классическое искусство художники Нового и Новейшего времени вплоть до наших дней. Посетители увидят гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуру Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живопись Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, работы мастерской Антониса ван Дейка и многое другое. Из редкостей — картина Луи Гоффье «Орфей» (1863), единственное произведение мастера в российском Музейном фонде, и скульптурный портрет Гомера работы швейцарца Луи-Жака Галле. Впервые будут полностью представлены гравюры Джованни Оттавиани из серии «Лоджии Рафаэля в Ватикане».

«Помпеи. Перистиль Диоскуров».  Из альбома: «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Рисунок Т. Скандрета по эскизу У. Гелла. / Гравюра Дж. Б. Аллена.  Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
«Помпеи. Перистиль Диоскуров». Из альбома: «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Рисунок Т. Скандрета по эскизу У. Гелла. / Гравюра Дж. Б. Аллена.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Тематически выставка разделена на несколько блоков, посвященных феномену героя, представлению о морали, нравственности и гражданском долге, образу цивилизации и ее не­тленных следов — руин. Не обошлось (учитывая вкусы Николая Юсупова) без темы эроса и любви.

С историческими экспонатами соседствуют работы современных художников Алексея Морозова, Егора Острова и Антона Чумака. «Античные мотивы остаются вечной темой в искусстве. Свою систему координат античность продолжает поддерживать и в российской культуре», — резюмируют создатели выставки.  

Медиацентр парка «Зарядье»
«Античность. Система координат»
До 4 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+