18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Джоан Джонас: как прожить жизнь со скоростью ветра

Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.  Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.
Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива 87-летней пионерки видео-арта от начала и до конца проникнута ощущением детского изумления перед миром и одновременным осознанием того факта, что этот удивительный мир находится под угрозой

В залах на верхнем этаже нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) стены и дополнительные перегородки выкрасили в матовый черный или серый, а светившие мертвящим светом подвесные лампы отправили на склад. Взамен зрители получили четкость, жизненно необходимую для понимания того, как многочисленные компоненты многослойного искусства Джоан Джонас соединяются в живом перформансе — и в сознании.

Дизайн Хироко Исикавы разработан в тесном сотрудничестве с художницей и с куратором выставки Аной Яневски. Выстроенная хронологически, но, в сущности, и тематически экспозиция прослеживает эволюцию Джонас от ранних опытов бодипозитивного перформанса и первых экспериментов с новыми технологиями до сложных фантасмагорических наблюдений за миром природы, который меняется до неузнаваемости или вовсе исчезает и уносится, как песчинки в порывах ветра в работе, которая называется, конечно же, «Ветер». Этот короткометражный черно-белый фильм 1965 года открывает выставку. Джонас сняла «Ветер» на 16-миллиметровую пленку на зимнем побережье Лонг-Айленда. Вместе с друзьями она упорно выполняет прописанные заранее действия на сильном ветру, раз за разом вылетая из кадра под его порывами, только чтобы вернуться несколько секунд спустя с новым набором движений и поз.

Время от времени художница работала с камерой и со своим самым надежным реквизитом — зеркалом — соло. Для ее первого перформанса «Оад Лау» (1968) Джонас пришила небольшие зеркала к костюму. В 1970-е, когда одной из центральных тем феминистской повестки стал «мужской взгляд», она перевернула его, стоя обнаженной в одной из галерей манхэттенского Сохо и исследуя собственное тело сантиметр за сантиметром при помощи маленького зеркальца в «Зеркальном досмотре». Джонас признавалась, что ей было страшно делать «Зеркальный досмотр», но страх — прекрасное побуждение к действию. Она повторила этот перформанс для видео, на сей раз используя более крупное зеркало, из-за чего зрители невольно в отражении видели себя, в то время как ее тело попадало в их поле зрения лишь частично.

Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.  Фото: архив Джоан Джонас
Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.
Фото: архив Джоан Джонас

Джонас активно использует в творчестве эффект удвоения, и настоящее зеркало художницы — видео­монитор. Купив в 1972 году компактную систему для записи видео Sony Portapak, она сняла на нее свое первое автономное видео «Визуальная телепатия Органик Хани». В его центре — сама Джонас и ее альтер-эго Органик Хани — скрывающаяся под маской женщина-кукла, воплощение искусственности, маскарада и нарциссизма.

На художницу оказали сильное влияние театр кабуки и театр но, вдохновившие ее на использование масок, а также сложных физических и вокальных движений. В таких фильмах, как «Двойные лунные кролики» (2011), заметно влияние волшебных сказок и древних саг.

У Джонас было множество ретроспектив, в том числе в Тейт Модерн в 2018 году, но «Доброй ночи доброе утро» стала самой полной из них, а еще в нее вошла настолько новая работа, что ее даже не успели включить в каталог. «Потрогать звук» — посвящение морскому биологу Дэвиду Груберу. Инсталляция состоит из трех соединенных коробок с экранами, каждая из которых снабжена скамейкой, вместе они напоминают карусель на детской площадке. На одном из экранов Малкольм, 16-летний сын джазового пианиста Джейсона Морана, танцует перед водной гладью; видео обрывается и переключается на Джонас, стоящую на залитой дождем палубе и читающую стихотворение Пабло Неруды. Во втором видео мы наблюдаем кита, спящего под водой, пока Джонас не входит в кадр и не начинает рисовать китов синим мелком, а экран за ней заполняют искрящиеся рыбы. И если вдруг для вас это недостаточно ослепительно, в третьей коробке появляется стадо кашалотов, поддерживающих свою внучку и дочь в ее долгих родах. Они находятся рядом, когда новорожденный внезапно плюхается на голову матери; сопровождающий процесс щелкающий звук — это речь китов.

Музей современного искусства (МоМА)
«Джоан Джонас. Доброй ночи доброе утро»
До 6 июля

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+