18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сияние витражного цвета, вырвавшегося из серой жизни

Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Фрагмент витража работы Майкла Хили. 1933.  Фото: Author	Andreas F. Borchert
Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Фрагмент витража работы Майкла Хили. 1933.
Фото: Author Andreas F. Borchert
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Затворничество Майкла Хили противоречило его новаторской роли в самой престижной в Ирландии студии витражей. Дэвид Кэрон, автор биографической книги об этом художнике, сумел соединить разрозненные факты, пытаясь объяснить феномен творчества Хили

Святые и ангелы, созданные в начале XX века художником-витражистом Майклом Хили (1873–1941), взирают с высоты глазами, сияющими небесным светом. Едва ли духовенство и состоятельные меценаты, заказывавшие Хили окна для церквей по всей Ирландии и Англии, даже для Новой Зеландии и Техаса, поверили бы, узнав, насколько иным был мир самого художника.

Хили принадлежал к новой ирландской витражной школе, объединявшей тех, кто стремился проектировать и изготовлять окна для римско-католических церквей, которые во множестве строились, расширялись и реставрировались, часто финансировались недавно начавшим процветать католическим средним классом и были тесно связаны — как и возрождение интереса к ирландскому искусству и языку в целом — c националистическим движением.

Творчество Майкла Хили было полно красок: он развивал все новые методы соединения кусочков стекла для усиления оттенков и травления кислотой для придания им сверкающего света. Собственная же жизнь художника вряд ли могла быть более серой. Как и в случае с его младшим (и гораздо более известным) современником, художником-витражистом Гарри Кларком, материалы, которые он использовал, возможно, послужили причиной относительно ранней смерти в возрасте 68 лет. Дэвид Кэрон, автор биографической книги о Майкле Хили, предполагает, что на использование Кларком кислотного травления повлияла новаторская работа именно его героя в этой технике.

Майкл Хили.  Фрагмент витража в Церкви Пресвятого Розария, Мост Кринн, графство Лаут. Фото: Jozef Vrtiel
Майкл Хили. Фрагмент витража в Церкви Пресвятого Розария, Мост Кринн, графство Лаут.
Фото: Jozef Vrtiel

Вся деятельность Хили, как пишет Кэрон, проходила исключительно в студии An Túr Gloine («Стеклянная башня»), основанной в 1903 году Сарой Пёрсер. Спустя почти 40 лет она сказала: «Я долгое время работала с мистером Хили, но чувствую, что совсем его не знаю». Узнать его по-настоящему сумели очень и очень немногие.

Вдохновенная книга Дэвида Кэрона выглядит скорее археологией, чем обычной биографией. На тех нескольких фотоснимках, что дошли до наших дней, Хили неизменно стоит на заднем плане. После смерти художника в его комнате обнаружилось всего 13 писем, а в дневнике — записи только за четыре недели. В распоряжении у исследователя было лишь три эссе двух дублинских искусствоведов, лично знавших художника.

Томас Макгриви, впоследствии директор Дублинской национальной галереи, посетивший Хили в студии и говоривший с ним об общих интересах в истории, религии и национальной политике, охарактеризовал художника как «пионера ирландского витражного искусства». А архитектурный критик К.-П.Карран писал: «Жизнь Хили была почти отшельнической, протекавшей среди очень ограниченного и редко расширявшегося круга друзей; он редко выставлялся, не принадлежал ни к одной академии и молча ушел из жизни».

David Caron. Michael Healy, 1873–1941. An Túr Gloine’s Stained Glass Pioneer. Four Courts Press. 448 с., цв. ил. €55, £50. На английском языке
David Caron. Michael Healy, 1873–1941. An Túr Gloine’s Stained Glass Pioneer. Four Courts Press. 448 с., цв. ил. €55, £50. На английском языке

Майкл Хили родился в 1873 году в крошечной квартирке в многоквартирном доме при литейном заводе — в те времена, когда трущобы Дублина носили позорное звание худших в Европе. Его родители неоднократно переезжали в жилье все хуже и дешевле. Члены его семьи рано умирали. Так, младший брат Мэтью, возможно самый близкий ему человек, скончался в нищете в возрасте 30 лет, похоронив к этому времени троих детей.

Говорят, что Хили с детства рисовал на любой доступной поверхности и явно был очень умен. Но учеба в школе закончилась в 14 лет, когда он устроился сахароваром на кондитерскую фабрику — эта работа считалась довольно вредной и даже опасной. Каким-то образом, несмотря на маленькую зарплату и помощь семье, ему удалось накопить на вечерние занятия рисованием в Дублинской школе искусств и навсегда изменить свою жизнь. После того как первые иллюстрации Хили были опубликованы в католическом журнале, покровитель-священнослужитель отправил его учиться на полтора года во Флоренцию, и это был единственный раз, когда художник побывал за границей.

После смерти Хили дом, снятый им в нескольких минутах ходьбы от улицы, на которой он родился, посетили Макгриви и Карран. Скорее всего, им была известна главная тайна его жизни, которая наверняка разрушила бы его карьеру в крайне консервативном обществе того времени: Хили был не просто жильцом, но и в течение 34 лет любовником Элизабет Келли, которая дважды была замужем за другими мужчинами. В душераздирающе сдержанном письме Келли писала, что потеряла «лучшего друга, который у меня когда-либо был в этом мире», и упоминала о том, как хорошо он относился к ее троим сыновьям. Одним из них был Дермуид, так и не признанный ее сын от Майкла Хили.

Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Витраж работы Майкла Хили, изображающий Святое семейство в окружении шести ангелов-хранителей, несущих светильники. Фото: Andreas F. Borchert
Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Витраж работы Майкла Хили, изображающий Святое семейство в окружении шести ангелов-хранителей, несущих светильники.
Фото: Andreas F. Borchert

Что у автора исследования действительно имелось в качестве доказательства значимости его героя и материала для биографии, так это работы Хили, окна, и они великолепны. Я планирую небольшое паломничество в качестве покаяния за незнание о существовании этого художника и подозреваю, что многие читатели книги Дэвида Кэрона поступят так же. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+