18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История вещей, заменяющая привычную историю искусства

Собор Амьенской Богоматери (XIII в.) — один из объектов, которым Кублер уделил в книге особое внимание.  Фото: Wikimedia Common
Собор Амьенской Богоматери (XIII в.) — один из объектов, которым Кублер уделил в книге особое внимание.
Фото: Wikimedia Common
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Работа Джорджа Кублера не теряет актуальности, поскольку призывает очерчивать «форму времени». Эта концепция предполагала не столько новую терминологию, сколько иной философский подход к самому процессу познания и описания эстетической реальности

Текст под заглавием «Форма времени. Заметки об истории вещей», впервые опубликованный более 60 лет назад в издательстве Йельского университета, принадлежит к числу самых влиятельных, обсуждаемых, спорных, а в русскоязычном контексте еще и самых недооцененных работ в области искусствознания.

В библиографии американца Джорджа Кублера (1912–1996), специалиста по искусству и архитектуре Южной Америки до и после европейской колонизации континента, это самая теоретическая из всех его публикаций. Ее автор, отходя от вопросов сугубо исторических, задается смелой философской задачей. Расширив идею искусства так, чтобы «она вобрала в себя вдобавок к бесполезным, прекрасным и поэтичным предметам… всю совокупность рукотворных вещей», он предлагает коллегам описывать «форму времени», которую эти вещи образуют.

Концепция «формы времени», по Кублеру, должна прийти на смену традиционной истории искусства, написанной через биографии художников, через историю стилей и с позиции разделения искусства на изящное и декоративно-прикладное. Все эти подходы автор книги описывает как неудовлетворительные, каждый по своим причинам.

Джордж Кублер. «Форма времени. Заметки об истории вещей» / Пер. с англ. М. Фетисов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 176 с.
Джордж Кублер. «Форма времени. Заметки об истории вещей» / Пер. с англ. М. Фетисов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 176 с.

Жизнеописания художников, взятые сами по себе, располагаются в сложной исторической взаимосвязи того, что конкретной биографии предшествовало и что последовало за ней. Писать по ним историю искусства — все равно что «обсуждать железные дороги страны, исходя из опыта поездок отдельного путешественника по некоторым из них».

Представления о стиле как об особом визуальном режиме эпохи, с одной стороны, дают «иллюзию разложенного по классам порядка», не наблюдаемого в реальности. С другой стороны, эти представления тонут в неясности собственного определения, при которой стиль выступает обобщенным стандартом истории искусства и одновременно присущ буквально всему на свете, включая коммерческую продукцию или изменчивую моду.

Стиль традиционно описывался в искусстве через биологические метафоры «зарождения», «расцвета» и «увядания» целостного и непрерывно существующего вида. Кублер, напротив, предлагает обратиться к метафорам из физики. «В художественных материях, — пишет он, — есть передача особого рода энергии; есть свои импульсы, генерирующие центры и реле; свои приращения и потери при передаче; свои сопротивления и преобразования в сети».

Импульсы возникают как попытки решения новых художественных проблем. Совокупности проблем и их решений образуют форм-класс — не реальный класс материальных предметов, а ментальную форму последовательности артефактов, как произведений искусства, так и прочих манифестаций материальной культуры, объединенных опознаваемыми визуальными свойствами, а также идейным, системным возрастом. Из этих признаков и элементов традиции историку искусства, согласно Кублеру, и предстоит «создать портрет времени, уловить и очертить его форму».

Деталь фасада церкви Сан-Мартин.  Уакечула, Пуэбла, Мексика. XVI в. Фото: Lauren Kilroy-Ewbank
Деталь фасада церкви Сан-Мартин. Уакечула, Пуэбла, Мексика. XVI в.
Фото: Lauren Kilroy-Ewbank

Специалист по старому искусству, он за редким исключением не упоминает ни модернизм, ни начавшийся постмодерн, однако его концепция вполне созвучна критическим теориям второй половины ХХ века, при которых произведения рассматриваются не как порождения стиля, а как последовательности значений. Они сопряжены с другими последовательностями и подлежат анализу и деконструкции. А рассмотрение формы времени через призму мира вещей, к искусству не относящихся, описывает практики неоавангарда и концептуального искусства, представители которого в лице Эда Рейнхардта и Роберта Смитсона невероятно ценили этот текст, а Джон Балдессари в 1968 году даже создал картину — посвящение Джорджу Кублеру.

«Форма времени» воспринимается как работа не просто теоретическая, но концептуально сбитая и невероятно плотная. До такой степени, что отдельные предложения в абзаце, замыкаясь в своей насыщенности, утрачивают связь между собой и прочитываются каждое как самостоятельное высказывание. Книгу сложно осваивать из-за непрозрачности языка, герметичность которого признавал и сам Кублер, а также из-за повышенной фокусировки на вопросах теории в ущерб примерам и возможным иллюстрациям из истории искусства.

В то же время книга невероятно афористична, а ее автор в отступлениях и ремарках блестяще разделывается с такими клише, как талант, и предлагает оригинальное осмысление темпоральности (динамики изменений) в искусстве или понятия актуального в нем. И в этом отношении «Форму времени» можно пересобрать в собственные смысловые ряды, адекватные современности, которую с позиций Кублера еще только предстоит осмыслить. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+