Книга Кэролайн Кэмпбелл «Сила искусства» представляет собой краткий обзор почти четырех тысячелетий творческой деятельности человека. Пятнадцать столиц искусства — от Вавилона до Пхеньяна — рассмотрены в блестящие периоды их апогея. Фигурируют влиятельные и могущественные личности — от Микеланджело до «повелителя мира» Шах-Джахана, построившего Тадж-Махал.
Некоторые герои книги, например королева-мать Иёба из Бенина или великий лидер КНДР Ким Ир Сен, как бы преобразились в искусстве: их жизни слились с их изображениями в один могучий гибрид. Но стремительный темп повествования во многом мешает развитию персональных линий. Ведущими игроками Кэмпбелл становятся города, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается как связующее звено различных культурных сил в определенный период и — в большинстве случаев, хотя не во всех — как плавильный котел, порождающий превосходство одной конкретной формы или вида искусства.
Книга получилась яркой, удобной для чтения и красиво оформленной. Она легко и непринужденно выходит за пределы мира, созданного белыми мужчинами. Хотя по мере того, как мы продвигаемся по ней галопом, в некоторых эпизодах неизбежно ощущается легкий привкус «1066 и всего этого» — ироничной истории Англии.
Учитывая, что большинство сведений в книге преподносится в качестве непреложных фактов, хотелось бы, чтобы в ней было меньше ошибок или, скажем так, странных ремарок. «Давид» Донателло не первое изваяние обнаженного мужчины со времен Античности; duomo означает «собор», а не «купол»; мы не знаем, как именно в конце VI века шла реставрация святилища Святого Петра в Ватикане, проведенная папой Григорием I Великим, но она никак не могла привести к тому, чтобы был загорожен вид на более раннюю, отдельно стоящую святыню, поскольку на последней имеется мозаика IX века, исполненная спустя много лет после той самой реставрации (мастера не утруждали бы себя ее созданием, если бы она была недоступна взору).
Интересно, что в трактовке африканского и азиатского искусства, которое, казалось бы, находится далеко от профессиональной области знаний Кэмпбелл — итальянского Возрождения, ее повествование оказалось наиболее поворотливым и живым, как и при рассмотрении параллельного развития каллиграфии и живописи в японском Киото XI века.
В целом «Сила искусства» представляет собой впечатляющую работу. Кэмпбелл, безусловно, права, утверждая, что истинная сила искусства заключается не в созерцании нескольких священных шедевров, а в том, насколько в нашу жизнь вплетены определенные типы изображений и объектов. Идеи и материалы эхом отзываются в веках и разлетаются по миру. Искусство в широком смысле — вода, по которой мы плывем, и нам следует чаще задумываться об этом.