18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стремительный экскурс по мировым «местам силы»

Иллюстрация из поэтической антологии (XI в.), созданной в Хэйане, древней столице Японии.  Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрация из поэтической антологии (XI в.), созданной в Хэйане, древней столице Японии.
Фото: Wikimedia Commons
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Преподносить какой-либо город в качестве столицы искусств — прием отнюдь не новый, однако британка Кэролайн Кэмпбелл для своей книги выбрала сразу 15 городов, причем разных времен и народов — от древнего Вавилона до современного Пхеньяна

Книга Кэролайн Кэмпбелл «Сила искусства» представляет собой краткий обзор почти четырех тысячелетий творческой деятельности человека. Пятнадцать столиц искусства — от Вавилона до Пхеньяна — рассмотрены в блестящие периоды их апогея. Фигурируют влиятельные и могущественные личности — от Микеланджело до «повелителя мира» Шах-Джахана, построившего Тадж-Махал.

Некоторые герои книги, например королева-мать Иёба из Бенина или великий лидер КНДР Ким Ир Сен, как бы преобразились в искусстве: их жизни слились с их изображениями в один могучий гибрид. Но стремительный темп повествования во многом мешает развитию персональных линий. Ведущими игроками Кэмпбелл становятся города, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается как связующее звено различных культурных сил в определенный период и — в большинстве случаев, хотя не во всех — как плавильный котел, порождающий превосходство одной конкретной формы или вида искусства.

Книга получилась яркой, удобной для чтения и красиво оформленной. Она легко и непринужденно выходит за пределы мира, созданного белыми мужчинами. Хотя по мере того, как мы продвигаемся по ней галопом, в некоторых эпизодах неизбежно ощущается легкий привкус «1066 и всего этого» — ироничной истории Англии.

Caroline Campbell. The Power of Art: A World History in Fifteen Cities. The Bridge Street Press. 512 с. £30. На английском языке
Caroline Campbell. The Power of Art: A World History in Fifteen Cities. The Bridge Street Press. 512 с. £30. На английском языке

Учитывая, что большинство сведений в книге преподносится в качестве непреложных фактов, хотелось бы, чтобы в ней было меньше ошибок или, скажем так, странных ремарок. «Давид» Донателло не первое изваяние обнаженного мужчины со времен Античности; duomo означает «собор», а не «купол»; мы не знаем, как именно в конце VI века шла реставрация святилища Святого Петра в Ватикане, проведенная папой Григорием I Великим, но она никак не могла привести к тому, чтобы был загорожен вид на более раннюю, отдельно стоящую святыню, поскольку на последней имеется мозаика IX века, исполненная спустя много лет после той самой реставрации (мастера не утруждали бы себя ее созданием, если бы она была недоступна взору).

Интересно, что в трактовке африканского и азиатского искусства, которое, казалось бы, находится далеко от профессиональной области знаний Кэмпбелл — итальянского Возрождения, ее повествование оказалось наиболее поворотливым и живым, как и при рассмотрении параллельного развития каллиграфии и живописи в японском Киото XI века.

В целом «Сила искусства» представляет собой впечатляющую работу. Кэмпбелл, безусловно, права, утверждая, что истинная сила искусства заключается не в созерцании нескольких священных шедевров, а в том, насколько в нашу жизнь вплетены определенные типы изображений и объектов. Идеи и материалы эхом отзываются в веках и разлетаются по миру. Искусство в широком смысле — вода, по которой мы плывем, и нам следует чаще задумываться об этом. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+